ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Кандидат педагогических наук
Ю.С. Воронов
Смоленский государственный институт физической культуры
Ключевые слова: юные спортсмены, ориентирование, специальна работоспособность,
факторная структура, возрастная динамика.
Эффективное
управление тренировочным процессом невозможнo без
точного знания тех факторов, которые определяют специальную работоспособность
юных спортсменов. Особенно остро эта проблема стоит в спортивном
ориентировании, поскольку результат зависит от совокупности качеств, связанных,
с одной стороны, с физическими показателями, а с другой - с интеллектуальными
возможностями человека.
Анализ
учебно-тренировочного процесса ДЮСШ спортивного ориентирования показал, что существуют различи во взглядах тренеров на значимость
отдельных факторов специальной подготовленности и что они основываются на
субъективном мнении. В связи с этим объективное определение значения основных
психофизических качеств, обуславливающих успешность соревновательной
деятельности, и выявление удельного веса этих качеств на каждом возрастном
этапе подготовки имеют весьма важное значение.
В настоящей работе
изложены результаты применени факторного анализа (ФА) при установлении ведущих
факторов, определяющих специальную работоспособность ориентировщиков 9-14 лет.
Исходным материалом для этого анализа послужили результаты комплексного
педагогического обследования группы из 30 мальчиков на протяжении четырех лет.
В табл. 1
представлены результаты факторного анализа показателей физической и психической
работоспособности юных ориентировщиков экспериментальной группы в начале и
конце четырехлетнего этапа подгот=овки.
В результате
факторного анализа полученной матрицы интеркорреляций в экспериментальной группе было выделено пять факторов, вклад которых в
обобщенную дисперсию выборки составил 75,2%.
В факторе I, вклад
которого в обобщенную дисперсию выборки составляет 25,2%, высокие факторные
веса имели следующие показатели: 5-минутный бег с учетом пройденного расстояния
(0,737) и оперативная память (0,735). Средние факторные веса имеют показатели
психической работоспособности: распределение внимания (r = 0,647), переключение
внимания (0,539), наглядно-образная память (0,583) и моторна координация
(0,537). Остальные переменные в факторе I имеют веса, близкие к нулю.
На фактор II
приходится 16,5% общей дисперсии выборки. Он обнаружил высокую связь с такими
показателями, как бег в подъем и бег со спуска. Эти качества отражают
специальную физическую подготовленность скоростного характера.
Фактор III (вклад
в общую дисперсию выборки составил 13%) имеет высокие и средние факторные веса
по показателям, характеризующим скоростно-силовую подготовленность юных ориентировщиков (5-кратный прыжок в длину с места,
прыжок вверх с места, прыжок в длину с места и комплексное упражнение на силу).
Фактор IV (10,9%)
имеет высокие факторные веса в показателях, относящихся к тем свойствам
психики, от которых в значительной мере зависит эффективность мыслительной
деятельности юных ориентировщиков.
Фактор V
обнаруживает положительную связь с показателями скоростной подготовленности и
координационных способностей (челночный бег 4х9 м и бег на 30 м с ходу).
Таким образом,
факторный анализ матрицы интеркорреляций, включающей тесты физической
подготовленности и психической работоспособности, показал, что в факторе I
наибольшие факторные нагрузки несут тесты, характеризующие выносливость юных
ориентировщиков и уровень развития у них психических процессов. Основываясь на
этом, фактор I можно рассматривать как способность
сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего
физического утомления.
Фактор II
показывает значительную связь с группой тестов, отражающих скоростную
выносливость и технику ориентировочного бега. Если учесть, что выносливость и
техника бега в значительной степени определяют успешность соревновательной
деятельности ориентировщиков, то его, скорее всего, можно интерпретировать как
фактор специальной физической подготовленности скоростного характера.
Фактор III имеет
высокие факторные веса с комплексом тестов, которые определяют общефизическое
развитие юных ориентировщиков. Физическое развитие играет важную роль в
становлении спортивного мастерства детей. В процессе соревновательной
деятельности ориентировщику очень часть приходится проявлять свои
скоростно-силовые способности, например при преодолении различных препятствий,
поэтому данный фактор выявляет физическую одаренность юношей.
Фактор IV был
интерпретирован как фактор ориентировочного мышления. Это говорит о том, что в
процессе тренировки необходимо уделять внимание развитию различных видов
мышления ориентировщиков, которое обусловливает успех в соревнованиях.
Фактор V был
назван фактором координационных способностей, так как показывает значительную
связь с группой тестов, отражающих ловкость и скоростную координацию. Это можно
объяснить тем, что высока эффективность ориентировочного бега
определяется не только техникой, но и способностью сохранять
вертикальное положение при движении по траверсу, резко менять направление
движения, огибать встречающиес препятствия и т.д.
Как видно из
представленных результатов, фактор, отражающий способность сохранять высокий
уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления,
сохраняет свое ведущее положение и в конце 4-летнего этапа подготовки. Его
вклад в общую дисперсию возрос до 59,9% (табл. 2).
На 2-е место вышел
фактор технической подготовленности, его вклад в обобщенную дисперсию выборки
составляет 11,1%. Фактор III, на долю которого приходится 7,6% общей дисперсии
выборки, объединяет скоростно-силовые показатели ориентировщиков 13-14 лет.
Фактор IV, выделившийся при анализе, составляет 4,3% общей дисперсии выборки.
Он обнаруживает существенную корреляцию с оперативной памятью.
Таким образом, под
влиянием 4-летней специализированной тренировки преимущественно аэробной
направленности, значительно увеличился вклад основных факторов в общую
дисперсию выборки (до 83%). Это говорит о том, что выделенные факторы во многом
определяют специальную работоспособность юных
ориентировщиков.
Выводы. Специальная работоспособность юных ориентировщиков
определяется их умением сохранять высокий уровень психических процессов в
условиях нарастающего физического утомления.
Факторна структура
специальной работоспособности юных ориентировщиков в конце второго года
тренировки приближается к показателям квалифицированных спортсменов.
При построении
многолетнего учебно-тренировочного процесса подготовки юных
спортсменов-ориентировщиков необходимо особое внимание обращать на развитие
специальной выносливости, памяти, внимания и мышления.
Оценить указанные
психофизические свойства юных ориентировщиков можно с помощью приведенного
комплекса унифицированных лабораторных и специальных тестов.
Взято из научно-теоретического
журнала «Теория и практика физической культуры».