Оригинал статьи - http://www.orienteering.dp.ua/forum/
ОТЧЁТ МЕЖДУНАРОДНОГО
КОНТРОЛЁРА
1. Наименование соревнований и дата
Чемпионат мира по
спортивному ориентированию в г. Киеве Украина с 18 по 26 августа 2007
2.
Общее впечатление от соревнований
Впервые чемпионат мира был организован в
черте города крупной европейской столицы с население больше чем 3 миллионов
человек. Река Днепр разделяет город, восточный и западный берега связаны только
4 автомобильными мостами и двумя линиями метро. Центр соревнований был
расположен на восточном берегу, но большинство мероприятий чемпионата проходили
на западном берегу. Главный упор должен был быть сделан на транспортную схему,
избегающую большинства ожидаемых пробок. Организаторы имели некоторые задержки в
доставке спортсменов на старт несколько дней, но это не повлияло на проведение
соревнований, которые состоялись согласно расписанию. Не поступило никаких жалоб
или протестов относительно транспортного обслуживания чемпионата. Так что
технически оргкомитет успешно решил эту проблему.
Были отобраны хорошо
подходящие ландшафты для каждого вида соревнований, карты и дистанции были
положительно оценены спортсменами. Была обеспечена напряжённая борьба для
участников, чтобы выиграть звание чемпиона, что сделало гонки интересным
зрелищем для зрителей, наблюдающих соревнования. Онлайн-результаты, голос
спикера и комментарии непрерывно передавались в интернет. Однако разочарованием
явился тот факт, что очень немного зрителей, не занимающихся ориентированием,
присутствовали в аренах.
42 национальные федерации приняли участие в
чемпионате мира, и 39 национальных команд бежали в мужской эстафете, что явилось
рекордом для таких соревнований. Общее участников и представителей было немного
меньше чем в Дании.
Только в финале длинной дистанции мужчины и женщины
бежали параллельно. Для всех других финалов был предусмотрен раздельный по
времени старт. Такое расписание прекрасно позволяло максимально сфокусировать
внимание на каждом классе.
Программа из 9 дней, включая два дня отдыха,
предполагала много времени спортсменам для оптимального восстановления.
Недостатком такого графика было только:
неудобство для спортсменов,
участвовавших только в Спринте, и вынужденных ждать 7 дней между квалификацией и
финалом;
спортсмены, бежавшие среднюю и длинную дистанции, имели 4 гонки
за 5 дней, если они попадали в финалы.
3. Краткое резюме об
организаторах
ФСО Украины - маленькая федерация с ограниченным числом
опытных организаторов всемирных соревнований. Однако некоторые из ключевых людей
оргкомитета были привлечены проведению чемпионата Европы в 2000 г. и получили
полезный опыт. Чтобы обеспечить эффективный контроль и управление
соревнованиями, я пригласил 6 опытных помощников работать в течение всего WOC.
Кроме того были приглашены извне спикер, медиа-директор и два помощника
контролёра соревнований в лице Havard Tweite и Kell Sønnichsen, которые играли
ключевую роль в контроле организаторов.
В целом рабочая нагрузка на
группу управления была очень большой, но это было необходимо.
4.
Комментарии относительно карт и местности
Амбиция здесь состояла в том,
чтобы найти различные типы ландшафтов, подходящих для каждой типа гонки, так
чтобы спортсмены столкнулись с различными требованиями к своей технической и
физической подготовке. Для эстафеты мы хотели предложить быструю гонку с близко
расположенными трассами. Поставленные задачи удалось очень хорошо реализовать, и
только положительные комментарии были получены о картах, местности и дистанциях
в течение недели после соревнований.
5. Комментарии относительно
дистанций, систем рассеивания и соревнованиях
Была использована новая
система рассеивания для Финала длинной дистанции - эстафета для одного участника
со сменой карты. Система давала 4 комбинации рассеивания для мужчин и 2 - для
женщин. Система, как оказалось, сработала прекрасно и те немногие группы
бегунов, которые объединились, были рассеяны. Небольшой недостаток системы
состоял в том, что бегуны при смене карты имели разную длину последнего
короткого участка трассы от зрительского КП до финиша (та же самая ситуация, что
и в эстафете). Для рассеивания участников были спланированы также несколько
длинных этапов.
Эстафета оказалась удачно спланированной для создания
условий борьбы за медали нескольким командам. Среди мужчин: 14 команд закончили
дистанцию в течение 10 минут после победителя, у женщин 8 команд финишировали в
течение 12 минут после команды-победителя. Что важно было для более слабых
команд: никто из команд не ждал утешительного старта для последних этапов.
Чтобы дать всем спортсменам равные условия, насколько это возможно, все
дистанции были протестированы группой тестовых бегунов каждое утро. Каждому
бегуну давали карту, они выполняли те же самые процедуры старта, что и участники
2 часа спустя. Имелся запас времени, чтобы проверить, что система хронометража
работает должным образом. Кроме того, тестовые бегуны оставляли первые следы на
дистанции в лесу, чтобы по возможности уравнять шансы спортсменов, стартовавших
первыми на местностях, где имелись высокая трава и подлесок.
Во все дни
соревнований выдавались разминочные карты в карантинной зоне.
День
Финала Длинной дистанции был самым жарким днем в течение WOC с температурой
приблизительно 37-380С и стал тяжёлым испытанием для многих спортсменов.
Некоторые участники были настолько истощены, что падали без сил на финише и
нуждались в медицинской помощи после гонки. Время победителя на мужской
дистанции превысило ожидаемое время на 5-10 минут, вероятно, из-за очень жаркой
погоды.
Вопрос, который нужно будет рассмотреть IOF, что делать с Длинной
дистанцией при такой жаркой погоде?
6. Размещение и транспорт на арены
Центр соревнований был расположен на восточном берегу, где размещались 23 из
42 команд. 10 команд захотели найти своё собственное размещение. Дешевое
размещение для малобюджетных команд было также обеспечено организаторами. Я не
получал никаких жалоб по размещению, однако время завтрака несколько дней надо
было регулировать в течение соревнований. Транспортное обеспечение
организаторами предоставлялось от Центра соревнований и команды, живущих в
других местах, должны были прибыть туда для посадки.
Чтобы уложиться во
время, эффективно предоставить транспортные услуги и избежать ежедневных пробок,
организаторы решили использовать транспортную схему, основанную на объединении
метрополитена и автобуса. При этом были некоторые задержки в первый день
(квалификация спринта), из-за чего некоторые спортсмены имели меньше времени для
разминки, чем предусмотрено Правилами. Мы вынуждены были в этот день изменить
время закрытия входа в карантинную зону.
Даже при том, что мы допустили
некоторые задержки с доставкой участников на старт, время в пути, включая
опоздания от центра соревнований до арен, было меньше, чем на многих предыдущих
чемпионатах. Не было никаких опозданий во время финалов, все бегуны благополучно
попали на старт, в пределах времени, описанного в бюллетене.
7. Детали
относительно арен и зрительский интерес
Я с самого начала советовал
организаторам не стремиться использовать большой цифровой экран для
соревнований. Такое предложение базировалось на моей оценке отсутствия у них
доступных ресурсов: ни финансовых, ни кадровых, чтобы освещать ход соревнований
подобно тому, как это было сделано на WOC2006. Ограниченные ресурсы оргкомитета
должны были быть сосредоточены на организации основных функций. Проба
использовать маленький экран и более дешевое обеспечение картинки на него - не
было хорошей идеей, по моему мнению, так как не было возможности достигнуть
минимальных стандартов, требуемых для телерадиотрансляции.
Арены были
выбраны таким образом, чтобы дать зрителям хороший и компактный обзор гонки.
Максимальное расстояние от мест парковки и высадки из автобуса было менее, чем
500 м. На все арены кроме одной (средняя дистанция, квалификация) можно было
добраться общественным транспортом. Для зрителей вывешивались промежуточные
результаты. Финишные результаты на шит информации также быстро выдавались. Очень
хорошо работала служба спикера под началом Per Forsberg.
Посмотреть
чемпионат, однако, пришло ограниченное количество местных зрителей. Арены имели
возможность, вместить гораздо больше зрителей. Организаторы имели немного
ресурсов, чтобы рекламировать соревнования в СМИ, и не было никакой поддержки от
Киевской Городской администрации, чтобы провести широкомасштабную PR-кампанию.
Киевская Областная администрация поддержала организатора намного лучше, но на её
территории проходили только 3 дня чемпионата, из них 2 квалификации.
8.
Церемонии
Была проведена объединенная церемония открытия WOC и WTOC.
Организована она была в Центральном Парке города у внушительного монумента "Арка
дружбы народов". Место представляло собой естественный амфитеатр рядом с аркой с
замечательным видом через арку на реку и заречную города и его окрестности. Все
зрители были размещены на трибуне на склоне, дававшем им превосходный вид на
церемонию.
Каждая нация была представлена 1 спортсменом, идущим перед
национальным флагом. Много участников на инвалидных колясках также
присоединились к ним. После коротких речей от глав национального и местного
органа власти и официального открытия, было дано представление, состоявшее из
выступления духового оркестра, нескольких красивых танцев двух пар, где один из
партнеров был в инвалидном кресле, и захватывающего народного танца в
традиционных костюмах. Под конец были выпущены в небо стая голубей и
разноцветные воздушные шары. Впечатление о церемонии осталось самое наилучшее.
Для финалов Средней и Длинной дистанций цветочные церемонии были
проведены в арене. Награждение призами состоялось на банкете в четверг вечером.
Для эстафеты и Спринта церемонии награждения призами были проведены на аренах.
Украшением церемоний стали молодые девочки в национальных костюмах, придавшие
награждению украинский колорит.
9. Система отметки и хронометража
Использовалась система Sport Ident и программное обеспечение, подготовленное
Дмитрием Налётовым, приглашённым на чемпионат из России. Помощники советника
Kell Sonigssen и Finn Arildssen помогали мне в контроле за группой хронометража.
10. Интерес СМИ
Организаторы провели Пресс-конференцию для
международных СМИ перед церемонией открытия.
Достаточно большое число
О-журналистов было представлено в течение всех соревнований. Были некоторые
проблемы с качеством Интернета в пресс-центре, поэтому некоторые журналисты
предпочли работать в Гостинице. Интернет для прессы хорошо работал все дни на
аренах.
Присутствовали две команды телевидения из Швейцарии и Финляндии и им
предоставлялась требуемая помощь. Освещение чемпионата в национальных СМИ было
достаточно ограниченным, из-за того, что ориентирование является в Украине
маленьким спортом.
Несколько представителей команд также имели
аккредитацию прессы. Это, однако, привело конфликту интересов. Профессиональным
СМИ нужно дать оптимальные рабочие условия, то есть доступ к КП, чтобы сделать
фотографии. С другой стороны всегда имеют место ограничения на доступ
представителей команд к местности. Мы столкнулись с тем, люди с двойной
аккредитацией использовали своё положение и нарушали наши инструкции.
Также
многие непрофессионалы просили медиа-аккредитацию, чтобы получить лучший доступ
к коридорам и финишной черте для фотографирования, усложняя работу
профессиональным фотографам.
Здесь нужно предложить ввести ограничение,
чтобы представители команд не могли получать любую медиа-аккредитацию. Человек
не должен иметь более одного удостоверения личности в течение WOC.
Должна
также быть также введена система дифференцированной аккредитации прессы.
11. Допинг пробы
Испытания на допинг проводились IOF представителем
Roger Aerts и его помощниками. Пробы были взяты у различных участников на всех
финалах, включая эстафету: всего 26 проб (13 женщин и 13 мужчин), из них - 6 для
исследований на EPO.
Образцы были отправлены автомобилем в аккредитованную
лабораторию в Москве.
12. Члены Жюри
Председатель Жюри
•
ᄋ
Øivind Holt (NOR) - IOF SEA
Члены жюри с правом голоса
• Flemming Norgaard (DEN)
• Julie
Cleary (GBR)
• Rimas Jovaisas (LTU)
• Dusan Vystavel (CZE)
• Ian
Bratt (RSA)
Жюри собралось в полном составе в пятницу 17 августа.
Никаких вопросов, требующих решения жюри, не были поднято. Члены жюри всегда
присутствовали в финишной черте и фиксировали порядок финиша первых 10 команд в
эстафете.
13. Полный список всех Жалоб и Протестов
Никаких жалоб или
протестов не поступало.
Крайний срок для того, чтобы подавать протесты,
объявлялся каждый день с вышки спикера, после того, как все результаты
вывешивались на щите информации.
14. Предложения по Изменению Правил
§ 9.9 - крайний срок для того, чтобы подать заявки на эстафету был изменён с
12:00 В Правилах 2004 г. на 15:00 в Правилах 2007 г. Нет никакого разумного
резона для этого изменения. Наоборот, процедура подготовки протокола старта,
печати стартовых номеров с именами и карт с номерами для всех участников
отнимает гораздо больше времени для эстафеты, чем подготовка любой квалификации.
Организаторы сейчас имеют только 3,5 часа, чтобы подготовить весь необходимый
материал по эстафете к совещанию представителей, что является недостаточным по
времени.
Работа с новым крайним сроком подачи заявок на эстафету может также
привести к недоразумениям с представителями команд.
Другой обнаруженной
проблемой была интерпретация § 9.11: когда истекает крайний срок, чтобы заменить
членов команды в эстафете или порядок их расстановки по этапам.
В Правилах
написано: “ … должна быть подана организаторам, по крайней мере, за один час до
начала эстафеты”. По моему мнению, эстафета - это одна гонка с 2 классами - не
две эстафеты. Так что крайний срок для таких замен должен быть установлен за
один час до первого старта. Замена в протоколах в течение продолжающегося
соревнования требует дополнительных судейских ресурсов и затрудняет модернизацию
стартового протокола как для зрителей, так и для спикера.
Халден,
Норвегия 1 октября 2007
• Øivind Holt (NOR) - IOF SEA
ВСТУПЛЕНИЕ В данном отчете приведен анализ
подготовки и проведения чемпионата мира по спортивному ориентированию включающий
в себя:
Собственно чемпионат мира по спортивному
ориентированию (бегом) WOC-2007$
чемпионат мира по
трейл-ориентированию WTOC-2007;
Президентская
конференция и другие мероприятия IOF.
Здесь не приводятся
общеизвестные факты и цифры про чемпионат типа количества участников, дат, имен
чемпионов и пр.
Отчёт носит неформальный характер, т.к.
я постарался изложить также историю подготовки к ЧМ. Писать пытался максимально
объективно, но, тем не менее, этот отчёт отражает мою точку зрения и не есть
абсолютной истиной. Заранее прошу извинения, что не все факты и фамилии
организаторов, достойных этого, попали в отчёт.
Часть 1.
ПОДГОТОВКА
1.1 Общая
часть
Право проведения ЧМ в Киеве ФСО Украины
выиграла на конгрессе IOF во Франции в 2002 г., куда ехала, заручившись
поддержкой городских властей об уплате 45 тыс. Евро взноса в IOF за право
проведения. Уже тогда наметилось противостояние между тогдашним президентом ФСОУ
Александром Соповым, автором идеи о проведении WOC в Киеве и, по решению
Президиума, главой оргкомитета, с одной стороны и так называемой «инициативной
группой»: Миллером, Шумихиным, Щербиной, Белошицким с другой. Результат
противостояния – блокирование работы оргкомитета примерно на год. Тогда ни обе
стороны, ни я, никто другой не представляли себе масштаба мероприятия и объёма
раот, которые нужно будет сделать.
В 2003 г. был избран
новый президент ФСОУ – Виктор Белошицкий. К тому времени изменились и
обстоятельства: городская администрация уже не обещала денег. Энтузиазм
«инициативной группы» к чемпионату резко снизился, Сам же Белошицкий был
перегружен текущими делами и не в состоянии был полноценно готовиться к
чемпионату. Следующий итог – ещё почти 2 года бездействия.
В 2005 г. во время очередного визита
контролёр IOF Ойвинд Хольт требует отдать полномочия руководителя оргкомитета
тогдашнему главному судье Виталию Петрову. Тот просто по своим деловым качествам
не мог руководить оргкомитетом. Не сделав практически ничего в плане подготовки
вместе с друзьями разработал только схемы деления возможной прибыли от
проведения. И ещё один потерянный год.
Летом 2006 г.
ситуация обострилась до крайности: перед очередной инспекцией IOF, большинство
членов оргкомитета просто разбежались. Так как отказываться от чемпионата было
уже поздно инспектор настаивает, чтобы дальнейшую подготовку возглавил глава
службы карт и дистанций В. Кирьянов. Так я оказался главным судьёй чемпионата
мира, не проводив в таком ранге до этого даже чемпионаты Украины.
1.2
Кадры
Китевский WOC провели чуть меньше 300
судей и волонтёров из числа ориентировщиков. Для сравнения: ЧМ в Швейцарии
судили 300 судей и 500 солдат, а только служба арен на ЧМ в Дании составляла 500
чел.
Кроме почти всех регионов Украины к нам
приехали судьи из 10 стран мира. На стадии подготовки на ключевых постах в
оргкомитете работали около20 чел. Тогда как нужны были минимум 40. Из этих 20-ти
10 были иногородними и не могли регулярно выполнять свои обязанности. Остальных
10 киевлян в большинстве своём также не имели опыта проведения соревнований
уровня чемпионата Украины. Но они сумели адаптироваться к повышенным требованиям
международных правил и в большинстве своём успешно справились с поставленными
задачами. Те же, кто много раз судил национальные чемпионаты, перестраивались с
трудом и часто подводили. Большинство ориентировщиков-киевлян по разным причинам
не захотели участвовать в этом проекте.
На руководящих
постах люди менялись:
Главный судья – 5 раз;
Медиа-директор – 3 раза,
IT-группа (хронометраж и система
отметки) – 3 раза;
Служба проживания – 3 раза;
Много других служб- 2 раза.
На сам чемпионат набралось достаточно
приезжих людей, как из Украины, так и из-за рубежа. Но почва для разворачивания
служб не была подготовлена из-за отсутствия местных руководителей служб.
Примерно за полтора месяца до начала я понял, что несмотря не все усилия нас
ожидает хаос и неразбериха в первые дни чемпионата. Огромный объём информации
замыкался на мне, его некому было передать, некого проинструктировать, объяснить
заранее. Во что это вылилось см. ниже.
1.3 Контроль со
стороны IOF
В виде эксперимента, IOF разработала
график подготовки к ЧМ, который конечно регулярно срывался. Большой удачей для
нас было согласие норвежца Ойвинда Хольта второй раз после Трускавца «наступить
на те же грабли»: стать контролёром соревнований в Украине. Большой опыт, личные
качества и сила воли в значительной степени способствовали проведению WOC-2007
без срывов и ошибок. В общей сложности он совершил шесть инспекторских поездок,
не считая приезда на сам ЧМ, и провел на Украине около 2 месяцев жизни.
Ассистентом у него были: Ховард Твейте – глава комитета по картам IOF и Келль
Соннигсен – IT-директор WOC-2006 в Дании.
1..4 Связи с
властями, госструктурами, общественными
организациями
За время подготовки мы обращались в
бесчисленное множество разного рода «органов»: 4 политические партии, НОК
Украины, 3 министерства, городскую областную и 6 районных администраций, ВУЗы,
спорткомитеты и т.д. Было написано более 600 писем. Общее впечатление от общения
с ними противоречивое: многие помогали бескорыстно, другие, кто по долгу службы
обязан был это делать, оставались равнодушными и даже мешали. Поразил уровень
коррумпированности некоторых властных структур и ВУЗов.
1.5 Договора с
субподрядчиками
В общей сложности около 35 договоров
было заключено с разными субподрядчиками. Следующий шок я испытал, выяснив
уровень цен на услуги и товары в Киеве, который часто превышал европейский. При
совковом, естественно, в большинстве случаев качестве.
1.6 Информация о соревнованиях, прием
заявок
Благодаря А.Пасичнику был создан
веб-сайт, который долго не насыщался информацией оЧМ из-за отсутствия таковой.
Ограниченными тиражами выпускались бюллетени, большими - листовки для рекламы
сопутствующих соревнований. В целом информация «хромала»и часто запаздывала,
иногда не доходила до команд в бумаге, много было проблем с функционированием
сайта. Главное, что в итоге никто из команд не пострадал, хотя все они и
потенциальные зрители - болельщики сидели на голодном информационном пайке. Чем
ближе к чемпионату, тем работа сайта становилась лучше.
Были разработаны 7 форм электронных
заявок и 4 процедуры их приёма с учетом заказа размещения, транспорта, питания.
Но никакая процедура не будет работать без ответственного персонала. Виталий
Петров, переведённый в секретари ЧМ не справился с приёмом заявок, поэтому
частично его функции выполнял я, частично подобранная со временем глава службы
размещения Л. Поплавская.
1.7 Местность, карты и
дистанции
Была подобрана очень характерные под
требования каждого вида программы местность, несмотря на её слабость под Киевом
в целом, как для международного уровня. Длинная дистанция и эстафета
предполагала выбор пути и физические нагрузки, в эрозионном рельефе. Средняя
технически максимально сложная дистанция, требовавшая максимальной концентрации
спортсменов и точного ориентирования в «первой зелёнке» среди мелких форм
рельефа. Спринт проводился в парке ботаническом саду, заставлял бежать
максимально быстро, но не забывая об ориентировании, был максимально зрелищным
для публики. Участники хорошо смотрелись на фоне шикарных панорам Киевского
ландшафта. Квалификации были максимально похожими на финалы.
Всего было поднято 5 районов общей
площадью 45 кв. км. Группа из 6 картографов выполнила полевые работы, черчение и
планировку дистанций. При этом они испытывали жёсткий контроль со стороны
инспекторов, переходящий порой в прессинг. В результате многие считают, что
карты на WOC были украинскими, а дистанции скандинавскими. Хочу здесь
поблагодарить картографов: В.Прокопчука, Р. Слободянюка, А.Капралова, А.
Михайлова и особенно Александра Гаврилюка, который возглавил службу после меня,
хотя и не справился в полном объёме со свалившейся на него огромной нагрузкой.
1.8 Тренировочные
лагеря
Всего было проведено 4 тренировочных
лагеря, начиная с октября 2006 г., для которых были подготовлены 13
тренировочных карт общей площадью 55 кв. км. Стиль рисовки карт походил карты
WOC, т.к. готовили их в основном те же картографы. Рисунки дистанций наоборот
отличались, за счёт приглашенного директора тренлагеря Василия Ткаченко, не
участвовавшего в планировке дистанций WOC.
Команды остались
очень довольны качеством проведения лагерей и работой «в лесу» Ткаченко. К
сожалению, как менеджер, он оказался слаб и мне постоянно приходилось
подстраховывать его по вопросам размещения, транспорта, питания.
На Украину приезжали:
Великобритания и Швейцария – 3 раза;
Швеция, Финляндия, Дания, Франция – 2
раза;
Ещё 7 команд 1 раз.
Кроме того все команды приехали пораньше
и хотя бы 3 дня потренировались до начала ЧМ.
1.9 Тренинги для
организаторов
В рамках подготовки к ЧМ, в Киеве были
проведены 2 национальных чемпионата и тестовый старт для IT-группы. На них
проверялись кадры и решения по составу служб, их взаимодействию, нарабатывались
решения по транспортному обслуживанию, питанию, размещению. Был открыт отдельный
от ФСОУ счёт в банке, нанят отдельный бухгалтер и выполнены все действия по
соблюдению драконовского валютного законодательства.
1.10 Отношения со
спонсорами
А. Мурзин разработал спонсорский пакет с
которым мы обращались в 5 разных банков, многие фирмы и организациями. Легко
догадаться какой получали ответ. Основной аргумент при отказе – слабая
известность нашего спорта и отсутствие рекламной компании на момент обращения.
Тем не менее, некоторые спонсоры в сумме дали около 2 тыс. Евро. Это
Макдональдз, Москомпас, «Восток» (Сумы). Около 15 спонсоров помогли «натурой» -
товарами, услугами, инвентарём. Всем им - сердечная благодарность от имени
Федерации и будут вручены грамоты Министерства по делам молодёжи и спорта.
1.11 Рекламная
компания
Понимая нашу слабость как маленького
спорта, мы пытались организовать PR-кампанию своими силами ( ни город, ни
государство тут нам не помогли). После бездарно организованной С.Шумихиным
пресс-конференции во время Личного ЧУ в июне 2007 г., я принял решение
обратиться к профессиональной группе «пиарщиков» под руководством
Д.Кисилевского. Ими совместно с А.Мурзиным был разработан и реализован план
PR-кампании, который включал:
• изготовление
рекламных аудио- и видеороликов,
• трансляция их по 3
каналам FM и на ТВ Мегаспорт;
• размещение 10
билл-бордов в Киевской области;
• размещение 1500
плакатов на афишах города;
• размещение 14000 листовок на рекламных
досках в домах города.
Было также организовано 2
пресс-конференции, 4 интервью организаторов ЧМ на ТВ, 4 – на радио, освещение ЧМ
приблизительно в 10 национальных и городских газетах, 2 «глянцевых» журналах.
Благодаря стараниям президента ФСОУ
Ивана Гейко была выпущена памятная монета тиражом 50 тыс экз.
Во время самого чемпионата
распространялась информация о его результатах через 2 информагентства, которая
освещалась 10 газетами, 5 телеканалами, несколькими новостными сайтами.
Истрачено на всё было около 10 тыс. Евро. Особого эффекта не дало: посмотреть
соревнования пришли в основном ориентировщики. Заключение спецов – увеличение
расходов на рекламу вдвое дало бы 5%-эффект из-за слабой известности спорта в
стране и слабого интереса жителей Киева к спорту
вообще.
Часть 2.
ПРОВЕДЕНИЕ
2.1 Регистрация, поселение
Усилиями служб под
руководством Ю Украинчука (транспорт), Л. Поплавской (размещение) и Ю.
Ноговицыной (секретариат) встреча участников прошла достаточно
удовлетворительно, а на фоне общей неразберихи даже хорошо. Недоразумений
хватало, но они сумели их «разрулить».
Для размещения участников и гостей ЧМ
было задействовано 9 гостиниц, 2 общежития и частные квартиры. Здесь не учтены
гостиницы , где команды селились самостоятельно без нашей помощи.
2.2
Транспорт
Центр соревнований был на левом берегу. Большинство стартов –
на правом. Переехать в будни после 7 утра через Днепр по мостам можно только к
обеду. Транспортный план строился на идее в будни не переезжать реку и в
противоход потоку машин выезжать на арены левого берега. Тогда же, когда это
было невозможно, мы заставляли людей ехать на метро и подбирали их на станции
где-то на правом берегу. Идею с метро предложил международный инспектор. У
участников она не вызвала радости, но нас спасла от полного краха. Были мелкие
опоздания на вход в карантин, но старт всегда давался вовремя. Были и другие
провалы: о них писали на форумах, в российском «Азимуте» и даже в газетах но
далеко не о всех. Например, на квалификации длинной дистанции участники шли
пешком от места пересадки до карантина 2 км. Автобусы не прошли по узкой дороге.
Причины здесь в том, что ни я, ни многоопытный Хольт не уделили достаточно
времени на стадии подготовки транспортным схемам – не до того было. Часто
решения принимались в ночь перед событием, не планировался резерв транспорта, а
до плана доставки организаторов и грузов вообще руки не дошли. Здесь вовремя
подключилась и хорошо сработала Л. Данько (Луганск). Один раз только случай
помог удачно завершить проведение очередного дня чемпионата.
2.3
Размещение судей
Поселение судей на Трухановом острове в 15 км от штаба
соревнований (школа 141) было неудачным решением. Меня к нему вынудили городские
власти, которые обещали оплатить проживание, а итоге компенсировали только 1/4
затрат на него. Из-за удалённости мест ночлега и работы возникало много
трудностей по питанию, транспорту и отдыху судей. Качество проживания было не на
высоте. Проживание судей в общежитиях НПУ Драгоманова было бы ближе, но без
горячей воды, я не рискнул утвердить, как и отказаться от четверти оплаты их
проживания за казённый счёт.
Волонтёры тоже жили удалённо в полевом лагере
во дворе школы интерната 22, но то решение было удачным, т.к это было в черте
города и дёшево. Там же жили часть зрителей и участников WOC-Tour. Большую
помощь оказали мне здесь В.Коршунов (Крым) и Л. Пронтишева (Винница).
2.4
Катеринг
Найдено было удачное решение доставке тёплых обедов на арены
для участников и гостей. Еда была вкусной и дешёвой. В гостиницах было много
мелких проблем, связанных с совковым уровнем сервиса. Например, никак нельзя
было добиться завтрака в 6 утра, и чтобы вместо жирного мяса подавали овсянку и
макароны.
Полный провал банкета 23 августа. Готовил его я, т.к. никто не
брался. В последний момент перед выпуском бюллетеня 4; А.Мурзин предлагал лучшее
решение,но в том цейтноте за 2 недели до начала я не утвердил его, как
непроверенное. У нас был шанс частично спасти положение и хотя бы рассадить
участников (от духоты мы никуда уже не делись), но В.Петров его не использовал.
Питание судей было организовано в столовой школы 141 (обед и ужин) и
бутербродами на аренах (завтрак). Для гостей чемпионата и журналистов напитки и
закуски обеспечила специализированная фирма.
Четкая работы бригады катеринга
под руководством Н. Олейник (Лубны).
2.5 Медиа сервис
Мы так и не
смогли подобрать полноценного медиа-директора из украинцев, о чём я своевременно
доложил инспектору. Тот сам нашёл его среди норвежцев. Мы оплатили Йорну Сандби
дорогу, проживание и работу. Тот писал статьи на наш сайт и в СМИ европейских
ФСО. На самом чемпионате об особых проблемах с медиа (которых было 55 чел. в
т.ч. ТВ из Финляндии и Швейцарии) я не слышал. Наш сисадмин А. Родионов (Киев)
нашёл нам прекрасного спонсора «Сатлайн» на спутниковый Интернет, как на аренах,
так и в пресс-центре, но со своей работой во время ЧМ справлялся не в полном
объёме, его страховал А. Мурзин.
2.5 Дистанции и тестовые бегуны
Служба сработала чётко, хотя на них легла дополнительная нагрузка по
постановке дистанций WOC-Tourа. Много было суеты из-за того, что на одних и тех
же точках КП после WOC снимались «нулёвые» SI-станции и охрана, а ставились
станции в «антивандальном» и «противоугонном» исполнении. Для обеспечения
спортивной справедливости было привлечено большое количество тестовых бегунов
(порой до 15 чел.), которые натаптывали тропы перед первыми участниками. В день
финала длинной дистанции и эстафеты до 15 человек также разгоняли стаи диких
собак по коридорам движения участников. А. Гаврилюка страховали национальный
контролёр О.Котыло (Львов ) и международный - Х.Твейте. В.Прокопчук (Черновцы)
чётко руководил тестёрами и питанием на дистанции совместно с Г.Дьяченко
(Южно-Украинск).
2.8 Арены
Идеи Г. Плохенко (Херсон),
изготовление инвентаря В.Кадыбеем (Сумы) и мостика Г. Семенютой (Лубны)
сработали отлично и создали достойный интерьер нашего ЧМ. Щит информации хорошо
заменил цифровой экран и создал солидный фон церемониям награждения. Служба арен
составляла около 55 чел. и приняла на себя основную удар (нагрузку) последствий
нашего беспорядка и тяжёлого расписания чемпионата с его ежедневными переездами
и плохими бытовыми условиями.
2.9 IT-группа и интернет
Здесь
безусловно первое слово должно быть Налётов!
• привез оборудования, которое
сэкономил оргкомитету десятки тысяч Евро;
• составил бригаду из россиян,
подкрепил, где надо желающими работать с ним украинцами;
• полностью закрыл
свои работы своими силами, обеспечил онлайны и Интернет результатами и т.д.
и.т.п.
К сожалению, на стадии подготовки (а Дима был уже третьим
руководителем на этом посту) он столкнулся со скрытым саботажем со стороны своих
предшественников. По крайней мере, так показалось одновременно мне и ему. Кроме
того, он не любил писать отчёты, как того требовал IT-план, подготовленный
Келлем Соннигсеном. Этим очень расстраивал Хольта, не знавшего хорошо Диму).
IT-комитет IOF тоже нервничал и даже один раз настаивал заменить IT-группу на
шведскую.
Хочу также отметить здесь Е. Миргородского, который работал всего
три дня на ЧМ, но обеспечил красивую анимацию путей движения победителей в
Интернет используя собственную разработку.
Подробно про сайт и Интернет
писал сам Налётов в Гостьбуке на Москомпасе. В Трускавце в 2000 г. на сайт ЧЕ
было 18 тыс. посещений. Когда я ходил по спонсорам то думал, что привираю, когда
утверждал, что у нас будет 100 тыс. посещений в день. Реально в дни финалов
25-30 тыс. человек смотрели (слушали) ЧМ по и-нету. Всего, как утверждают, у нас
было миллион 300 тыс. посещений! Естественно сервер нашего спонсора Colocoll не
выдержал, размещение результатов переносились последовательно на Москомпас (тот
тоже не выдержал), потом на датский сервер и, наконец, на сервер Курчатовского
института ядерных исследований.
Работу группы контролировал и эффективно
помогал помощник инспектора Келль Соннигсен. Реально много помогли А.Мурзин,
Уфимцевы, Карпенки, Фильченки и В. Кулиш.
2.10 Спикеры
Пер
Форсберг (Швеция) и Д. Миллер (Днепропетровск) совместно со щитом результатов и
онлайнами IT-группы полностью заменили цифровой экран, обеспечив зрителей на
арене и посетителей сайта информацией. Артистизм и квалификация комментаторов
выразительно отражали накал спортивной борьбы и создали праздничную атмосферу на
чемпионате.
2.11 Старт
Бригада старта к моменту начала ЧМ была
одной из самых сработанных, т.к. планомерно готовилась к соревнованиями 1,5
года. Работали они полностью автономно, инициативно и очень надёжно! Что
единодушно отметили контролёры. Обеспечили не только выполнение процедур старта,
но и карантин и контроль зоны разминки. Бригаду составили в основном киевляне,
возглавлял В.Карась (Цюрупинск). Все без исключения заслуживают высшую
благодарность.
2.12 IOF-мероприятия
В. Ласкаржевский
(Днепропетровск) подключился в последний момент и эффективно проделал работу по
организации:
• Президентской конференции;
• заседаний Совета IOF;
•
заседаний рабочих комитетов IOF;
• совещаний представителей WOC.
Кроме
того, помогал спикерам как ассистент.
Кроме того, силами бригады WOC’Tour
была проведена IOF-VIP-Media-гонка. Жалоб, кроме транспорта, я не слышал.
2.13 WOC’Tour
Организация сопутствующих соревнований долго висела
в воздухе. После года неэффективной работы на посту директора WOC’Tour Е. Черныш
был заменён на В.Плохенко (Херсон). На мой взгляд, он тоже не уделил достаточно
времени для подготовки к соревнованиям. Эффективно отработал здесь секретарь
И.Омельченко (Черновцы), который обработал заявки и вовремя выдавал данные по
заказу транспорта и жилья. Когда 22 августа мы «забыли» вывезти из леса 150
зрителей, я почувствовал себя многодетным отцом: настолько беспомощной и
неподготовленной оказалась эта бригада, полностью состоявшая из иногородних и не
владевшая ситуацией по причинам, описанным в части первой отчёта. Всей бригаде
огромное спасибо за самоотверженный и бескорыстный труд! Приход от WOC’Tour
превысил планируемый в 2 раза и составил ок.17 тыс. Евро.
2.14 Контролёры
и жури
Много раз говорили и писали, что без меня этот чемпионат не
состоялся бы или прошёл очень плохо. Это не совсем так. Контролёр IOF собрал
внушительную бригаду помощников (10 человек), опытных организаторов из разных
стран, и организовал Back up систему. Его люди подстраховывали наших во всех
ключевых службах и присутствовали при всех событиях. При отказе тут же перевели
бы управление на себя. Подробнее об их работе написал сам Хольт (его отчёт я
публиковал ранее).
Негативом здесь было требование к чрезмерной
засекреченности информации даже от многих членов оргкомитета, что сказалось на
качестве проведения. Основания правда Хольт для этого имел: у нас была утечка
карт в Трускавце.
2.15 Церемонии
Единственное в чем помогли
городские власти организационно, так это с церемонией открытия. Моё желание на
всём сэкономить здесь было ими грубо пресечено (за что им очень благодарен).
Подготовку открытия отдали специалистам которые организовали достойное
чемпионата мира шоу. Хотя и недешёвое - 2,8 тыс. Евро!
Церемонии же
награждения на фоне щита, с флагштоками, гимнами, никогда не виданными призами
на, такого уровня, соревнованиях, девушками в национальных костюмах, были
приятным удивлением для всех присутствовавших на них. За организацию церемоний
отдельное спасибо Э.Лейбюк (Львов).
2.16 Антидопинг
Впервые мы
столкнулись с требованиями допинг-контроля. На Украине нет аккредитованной
лаборатории, поэтому эту работу проделал Российский антидопинговый центр.
А-Д-контролёр из Бельгии, А-Д-офицер из Москвы, несколько украинских помощников
сделали своё важное дело тихо и незаметно для окружающих, как того и требовали
правила. Позитивных результатов не дал ни один анализ. Обошлось нам это
удовольствие в 7 тыс. Евро. Координатором от нас выступала Е. Шостак, которая
также много и квалифицированно помогла в секретариате WOC.
2.17 Охрана и
разграничение по зонам доступа
Власти отказались нам здесь помочь,
поэтому организовывали всё сами. П. Кубасов оказался слабым руководителем
службы, чего нельзя сказать о большинстве бригады. Молодого человека постоянно
страховали и заменяли В.Коршунов и я. В штабе, где оргтехники было примерно на
50-70 тыс. Евро, было организовано ночное дежурство силами ориентировщиков. В
последний день из-за халатности судьи службы пропали струйный принтер и ещё пару
мелочей из оргтехники. Также в музее «Пирогів» мы нанимали охрану стеречь
инвентарь арен ЧМ в день отдыха 24 августа.
2.18 Внутренние совещания
В первой части я уже описывал пассивность членов оргкомитета на стадии
подготовки. Люди не хотели присутствовать на совещаниях, когда не
рассматривались их вопросы. Результат : много было мелких нестыковок и накладок
в случаях, когда я уже не контролировал ситуацию, когда исполнители разрывали
меня на части вопросами, на которые могли бы знать ответ полгода назад! Отсюда
недоразумения на регистрации с арендой авто и пр. Доходило до банальных
курьёзов: не нашлось человека, знавшего, куда расставлять туалеты, из-за чего их
в спешке перед стартом переносили вручную с неправильных мест, один раз вместе с
китайцем! К 23 августа наконец все притёрлись и оргкомитет заработал как надо, а
я почувствовал себя, наконец, директором соревнований, а не ишаком.
К
сожалению, во время чемпионата персонал также не придавал важности таким
совещаниям, что повышало риск срыва проведения очередного дня. Отсюда, например,
неосведомлённость секретариата WOC’Tour, а от них и участников о платном входе в
музей «Пирогів» и Ботанический сад.
Накладывались также и отсутствие
возможности отдыхать днём у судей из-за удалённости проживания. Отсутствовала
нормальная связь по телефону, т.к. мы понадеялись на Министерство спорта,
которое обещало выдать нам 30 телефонов СDMA из запрошенных 50, а дало сначала
10, потом в середине чемпионата ещё 5.
Ярким примером могут служить события
25-26 августа.
25.08.2007
С утра –проведение эстафеты.
После обеда –
совещание жюри и контролёров, подготовка к совещанию представителей.
19:00
Совещание представителей.
20:00 Выезд главного судьи и инспекторов на арену
спринта финала для последних корректировок по арене.
В 22:00 вернувшись в
штаб соревнований, имея 15 вводных, я не застал ни одного судьи!
Результат:
с утра 26.08 новый лёгкий стресс, нервная беготня моя и контролёров по службам,
судорожная и хаотичная работа судей на глазах у подходящих зрителей и
участников.
2.19 WTOC
Большой удачей считаю то, что совместными
усилиями разных людей удалось уговорить В. Белошицкого взять на себя проведение
чемпионата мира по трейл-ориетированию. После неудачи с «большим» чемпионатом,
эта нагрузка оказалась ему под силу. Национальный контролёр по трейлу В.Цодиков
(Днепропетровск) обеспечивал решение технических вопросов. Был собран отдельный
оргкомитет, который автономно и успешно провёл соревнования, несмотря на
трудности, которые наверняка были. Участвовало в проведении 70 судей. Кроме
перечисленных, выше большое спасибо С. и Л.Стоянам и Н. Мисюре (Одесса),
В.Бортнику, семье Белошицких и всем, о ком не знаю.
Часть 3. ИТОГИ
3.1 Характеристика
ключевых действующих лиц мероприятия под названием WOC
Здесь попытался дать
анализ их работы и её результатов.
Президент ФСОУ И.Гейко – хватило смелости
взять на себя руководство ФСОУ в период проведения ЧМ. Вовремя осознал
необходимость передачи мне полномочий, в том числе по управлению банковским
счётом, помог ресурсами, кадрами и лично в наиболее критические дни перед
началом ЧМ.
Секретарь ЧМ В.Петров – квалифицированный специалист как судья и
инспектор. Присутствовал от начала и до конца при всех событиях. Последовательно
не справлялся с должностными обязанностями на всех занимаемых в оргкомитете
постах. Произошло это, на мой взгляд, потому, что он одновременно делал
несколько работ (штатный тренер министерства, секретарь ФСОУ, туризм), подолгу
отсутствовал в Киеве (отпуска в Карпатах, поездки с командами на чемпионаты).
Часто не владел ситуацией из-за личной неорганизованности и плохо
организованного рабочего места (включая настройки электронной почты). На
финальной стадии подготовки и во время проведения WOC, занимался какой угодно
работой, но не по оргкомитету, и бессмысленными отчётами для Министерства. Если
короче: знал и делал, но не умел.
Бывший президент ФСОУ А.Сопов – не отрицаю
прошлых заслуг, но... Лучший президент национальной федерации за всю её историю
после отстранения от руководства цинично самоустранился от участия в подготовке
и проведении ЧМ. Наблюдал с горы, скрестив на груди руки, как мы барахтаемся
внизу в наших проблемах. И это притом, что сам же «эту кашу заварил»!
Заместитель по кадрам В.Коршунов – недостаточно эффективно работал на стадии
подготовки из-за удалённости проживания (Харьков, Крым) и отсутствия достаточных
навыков работы с компьютером и Интернетом. Очень много и реально помог с
расстановкой кадров и закрытием всевозможных брешей в оргкомитете в течение WOC.
Бухгалтер Н.Сопова – очень грамотно и эффективно обеспечила работу с банком,
сбор взносов, оплату услуг субподрядчиков и бережное расходование средств, а
также соблюдение всех процедур по валютному и др. законодательствам.
Служба
размещения Л. Поплавская – студентка, почти в одиночку провернула объём работ за
нескольких человек. Допустила минимум ошибок в таких экстремальных условиях. На
половину выполняла функции секретаря на стадии подготовки.
Директор по
маркетингу А.Мурзин – пример европейского поведения волонтера – организатора
соревнований. Выполнял роль зама гл. судьи по рекламе, связи со спонсорами,
ІТ-обеспечению и еще по самому разному кругу вопросов. Действовал инициативно и
квалифицированно. К сожалению, из-за хронической загруженности по основной
работе, не всегда имел достаточно времени для выполнения задач на стадии
подготовки. При этом много задач замыкал на себя, что приводило к запаздыванию
запуска ряда проектов по ЧМ.
Глава секретариата Ю Ноговицына – то же, что и
Мурзин по части волонтёрства. Работала недолго (начала предметно только за месяц
до начала WOC), но эффективно. Обеспечила работу офиса ЧМ в гостинице Турист и
на аренах. Из-за позднего старта не владела наработанными решениями по ряду
вопросов, которые ставили перед секретариатом участники и гости, что приводило к
мелким недоразумениям.
Глава транспортной службы Ю.Украинчук – честно и
бескорыстно отработал на ЧМ, откликнувшись на мою личную просьбу. Хорошо
руководил транспортом на тренировочных лагерях, но на самом чемпионате был
задавлен объемом нагрузки, количеством вводных и не всегда справлялся.
Главный судья В.Кирьянов – работал за 3,5 должности (директор и финансовый
директор ЧМ, ½ тренлагеря, ½ размещения (пока не нашёл Любу), ½ секретаря. Много
задач замыкал на себя, вместо того, чтобы требовать с коллег (оправдание – тогда
бы никто их не решил). Установил коммунистические порядки в оргкомитете (
жёсткое единоначалие, от каждого по способностям - каждому по потребностям). Был
порою груб и несдержан не только с подчинёнными, но и со спортивными чиновниками
в Министерстве спорта, горспортуправлении, ГАРТе). За организаторские
способности заслуженно получил от Президиума оценку 7 или 8 по 10 балльной
системе. Остальные недостатки добавят оппоненты.
Член «инициативной группы»
Д.Миллер – последние 2 года в силу ряда причин был крайне пассивен, за что
постоянно страдал от главного судьи. На самом чемпионате работал много и
высококвалифицированно не только как комментатор, но и как помощник IOF
контролёра.
Член «инициативной группы» В.Щербина – активист начала
описываемых здесь событий, способный и квалифицированный в своей области (IT)
судья. В период моего «правления» за финансовые злоупотребления и нарушения
дисциплины изгонялся, потом снова возвращался, но реального вклада так и не
внёс. Ответственных постов во время проведения ЧМ не занимал. На соревнованиях
был пару дней из 10, делал что хотел. Я так и не понял: саботаж это был или
полная безответственность.
Руководитель службы арен Г.Плохенко (Херсон) –
честно и бескорыстно отработал на WOC при всех «царях». Придумал и с коллегами,
которых сам собрал, реализовал идеи по строительству наших красивых арен. Из-за
удалённости проживания не всегда соблюдал график подготовки. Во время проведения
ЧМ справился со своими обязанностями не в полном объёме, что не добавило порядка
в работе службы и оргкомитета в целом.
Характеристика судей в целом – за
«тарелку горохового супа» подавляющее большинство работали честно, инициативно,
самоотверженно, временами проявляя героизм. Это оценка не только моя, но и
спортивных чиновников. Нехватку квалификации и опыта проведения международных
стартов компенсировали иностранные судьи, которые бесплатно поддержали имидж
нашей федерации и страны.
Поразила жадность, переходящая в алчность ряда
ориентировщиков (впрочем как и различных должностных лиц с кем пришлось
столкнуться в ходе подготовки и проведения ЧМ, но об этом в следующем пункте).
Чем дальше от Киева, тем меньше встречал таких людей.
3.2 Оценка связей
с внешними организациями и общественностью
3.2.1 Государственные
структуры:
Здесь надо ещё помянуть политическую нестабильность в стране, из-за которой
многим власть предержащим было не до нас. Из госорганов меньшая их часть
искренне помогала. Это национальный олимпийский комитет, Академия наук,
Минэкологии, Областная и районные в области администрации, железная дорога.
Большинство же было инфантильно, а порой вело себя подло. Несколько вопиющих
фактов в подтверждение того:
• Вымогательство Аграрным университетом 600
тыс. грн. (95 тыс. Евро) за разрешение финиша квалификации спринта на своём
стадионе.
• Отказ включить горячую воду в общежитиях Педагогического
университета, несмотря на подписанный договор.
• Запрет в последний момент
на проведение полигона в Феофании 17 августа.
• Остановка сотрудниками ГАИ
для проверки (это вместо сопровождения!) автобуса с участниками, что чуть, было,
не привело к их опозданию на старт 20 августа (квалификация средней).
•
Блокирование въезда судейского транспорта в музей «Пирогів» утром 23 августа
(финал длинной).
• Закрытая калитка в малом ботаническом саду 24 августа
(полигон финала спринта).
3.2.2 Частные
структуры
Здесь, наоборот, за редким исключением (вонючие мобильные туалеты)
положительное впечатление. Дорогой отель с полумиллионным оборотом и частный
предприниматель с заказом на 400 Евро: все вели себя порядочно, проявляли
инициативу и выполняли договорные обязательства даже тогда, когда мы не способны
были им вразумительно объяснить текущую задачу! Когда не было предоплаты,
работали под честное слово, видя и понимая важность и масштаб происходящего.
3.2.3 Городская
среда и население
Участники и гости охарактеризовали наш город (а считай и страну) коротко:
«Киев- город контрастов».
Дорогие особняки и обшарпанные дома через улицу.
Бестолково широкие дороги и нехватка мостов и развязок.
Шикарные авто
рядом с ржавыми «Жигулями» и «Запорожцами».
Дорогие рестораны и казино и
торгующие под ними непотребом бабушки.
Сотни тысяч людей на концерте в день
независимости на Майдане и меньше сотни сторонних зрителей на WOC.
Роскошные
ландшафтные парки Киева, заваленные мусором.
3.3 Качество
соревнований
Как и декларировал, мы провели чемпионат на скромном «деревенском» уровне. В
хорошем понимании этого слова, т.е. просто, добротно.
Никакого лишнего
сервиса, кроме предусмотренного правилами. Даже воды лишней попить, помыться, не
заготовили.
Ни одной ошибки, повлиявшей на результат. Ни одного протеста!
По трём пунктам превзошли даже датский чемпионат, который считают лучшим за
всю историю их проведения! Это:
• карты и дистанции;
• церемония
открытия;
• церемонии награждения.
3.4
Выводы•
Соревнования
прошли честно и справедливо. Были обеспечены равные условия для всех. Победили
сильнейшие.
• В настоящий момент даже национальная ФСО слаба для организации
официальных соревнований международного уровня. Впредь не рекомендовал бы брать
их проведение, надо перестроиться, окрепнуть изнутри.
• Проведение
соревнования по ориентированию в мегаполисе, пусть даже и чемпионата мира,
растворилось среди других событий и прошло незамеченным для горожан.
Есть
еще пару мыслей пожёстче, но публично воздержусь их излагать.
С уважением к
тем, кто дочитал до конца
Виктор
Кирьянов