Тактика ориентирования.
Отрывок из книги А. В. Иванова и А. А.
Ширияна.
К
тактике ориентирования относятся такие действия как выбор варианта, тактическое
планирование этапа между КП, регулирование скорости, а также специфические тактические
действия, связанные с конкретной соревновательной ситуацией, например, на
первом этапе или на финише эстафеты, при очной борьбе с соперником и т.п.
Разберем по отдельности каждый из перечисленных аспектов.
2.1. Выбор
варианта.
Расстояние
между двумя КП можно преодолеть бесчисленным множеством различных вариантов,
даже если наиболее быстрый и логичный путь всего один. Главная задача
ориентировщика – преодолеть отрезок между КП как можно быстрее. Для этого нужно
бежать с максимально возможной скоростью по наиболее скоростному варианту и не
совершать ошибок в ориентировании, приводящих к потерям времени. Постоянно
бежать с максимально возможной скоростью невозможно физически, поэтому скорость
приходится регулировать, но об этом мы поговорим в следующих разделах. Бежать
нужно по наиболее скоростному варианту, то есть, из двух и более возможных
путей движения между КП нужно выбрать тот, прохождение которого одним и тем же
спортсменом в одних и тех же условиях займет меньше времени. Необходимо также максимально
сократить потери времени на ориентирование (а они неизбежны, если только вы не
бежите по выученной наизусть дистанции) и уж тем более не совершать ошибок,
которые приводят к серьезным потерям времени.
Что же поставить во главу угла при выборе варианта – скорость или
надежность? Постараемся найти ответ на этот философский вопрос.
Конечно,
прежде всего – скорость. После финиша можно похвалить себя за то, что вы не
потеряли времени за счет технических ошибок, но если при этом вы
перестраховывались и выбирали сверхнадежные, но относительно «медленные» варианты, то ваши шансы на победу будут не
слишком высокими. Побеждает тот, кто преодолевает дистанцию быстрее, а не тот,
кто надежнее ориентируется, хотя между количеством потерянного за счет ошибок времени
и конечным результатом имеется достаточно прямая связь. Чем выше уровень
технического мастерства, тем больше шансов, что самый «быстрый» вариант может
быть пройден безошибочно, к чему и надо стремиться.
Итак,
перед нами стоит задача выбрать наиболее быстрый путь до следующего КП. При
этом предстоит принять во внимание такие влияющие на выбор пути факторы как
дорожная сеть, проходимость, состояние грунта и рельеф. Первые три фактора
можно объединить в одну группу, связанную с проходимостью, то есть скоростью
бега по местности различного типа.
2.1.1. Учет проходимости при выборе
варианта.
В
соревновательных условиях выбор варианта осуществляется практически интуитивно.
Это связано, во-первых, с жестким лимитом времени, во-вторых, с невозможностью
прибегнуть к измерениям и вычислениям. После прохождения дистанции, в спокойной
обстановке всегда есть возможность проанализировать выбранные варианты и
определить, какой из них был оптимальным, а какой привел к потерям времени. Для
количественной оценки правильности сделанного выбора нужно сравнить так
называемые эквивалентные длины того или иного варианта, чтобы выбрать
быстрейший из них. Под эквивалентной длиной варианта будем понимать такое
расстояние, какое спортсмен может пробежать по дороге или хорошей тропе без
подъемов или спусков за то же самое время, за которое он способен преодолеть
отрезок до КП по выбранному им варианту.
Отношение
эквивалентной длины варианта к его фактической длине будем называть
коэффициентом удлинения, а разницу между эквивалентной длиной варианта и
расстоянием до КП по прямой, выраженную в процентах от этого расстояния -
просто удлинением. Чтобы внести ясность, приведем простой пример. Расстояние
между КП, расположенными на противоположных углах квартала просек размером 600
на
Теперь усложним задачу. Предположим, что по
просекам проходят тропы или дороги, которые дают преимущество в скорости в 10%.
Введем понятие коэффициента проходимости. Коэффициент проходимости – это своего
рода дополнительное удлинение эквивалентного расстояния за счет снижения
скорости бега. Если за одно и то же время вы можете пробежать
Теперь
предположим, что лес на карте обозначен светло-зеленым растром. Это значит, что
согласно правилам спортивной картографии внутри этого участка можно
поддерживать скорость от 80 до 60
процентов от скорости бега по идеальному лесу (или по дороге). Для того чтобы получить коэффициенты
удлинения, надо найти обратные величины, то есть вместо 80 и 60 процентов
скорости получим соответственно 125 и 167 процентов эквивалентной длины (в
среднем – 146%). Для удобства расчетов допустим, что проходимость леса снижает
скорость бега в 1,5 раза, то есть, условное удлинение составляет 50%.
Эквивалентная длина прямого варианта возрастает до
А что если по просекам нет тропы? Тогда бежать
по ним – это все равно, что бежать по чистому лесу с коэффициентом проходимости
1,1 относительно дороги. Умножим
Конечно
же, в действительности дело обстоит гораздо сложнее. Проходимость леса может
оказаться близкой как к верхней, так и нижней границе. Тропа тропе тоже рознь.
Очень трудно внести количественную поправку на состояние грунта, тем более что
за исключением болот, каменных россыпей и участков открытого песка, состояние грунта не
отражается на карте. И все же такая, пусть и условная, оценка лучше, чем полное
отсутствие таковой. Поэтому приведем значения удлинений по основным условным
знакам проходимости и грунта на карте (в скобках приводится среднее значение,
применяемое для условных расчетов).
Чистый
(«белый») лес, «неудобь» и полуоткрытое пространство по «неудоби» – до 25% ( в
среднем 10%, или дополнительные
Трудно
пробегаемая местность (светло-зеленый
растр или редкая вертикальная штриховка) –
от 25 до 67% (в среднем около
50%).
Труднопроходимая
местность (зеленый растр или частая вертикальная штриховка) –
от
67 до 400 % (в среднем более 200%, но
так как особо труднопроходимые участки встречаются редко, для расчетов примем удлинение равным 100%).
Непроходимые
участки – из расчетов исключаются, планируются обходные варианты.
Заболоченный
грунт («белый» лес, открытое и полуоткрытое пространство) – в среднем 50%.
Болото
(«белый» лес, открытое и полуоткрытое пространство) – в среднем 100%.
При
наложении растров и штриховок проходимости на площади болот происходит
суммирование удлинений, и их значения достигают 100, 150 и 200 процентов
соответственно. То есть каждые
На
практике это означает следующее:
В
чистом лесу обходными вариантами по дорогам и тропам следует пользоваться при
обходном коэффициенте до 1,15 – 1,2. На «светло-зеленых» участках – при обходе
с коэффициентом до 1,5, а на «зеленых» (вторая градация проходимости) – до 2 и более.
Умение
определять «на глаз» значения коэффициентов обхода можно отрабатывать даже при
тренировках в помещении или во время теоретических занятий. Особое роль этот
навык играет в лыжном ориентировании и в велоориентировании, где сравнение длин
вариантов по линейным ориентирам играет решающую роль при выборе варианта.
2.1.2. Влияние рельефа на скорость бега.
Рельеф
местности оказывает серьезное влияние на скорость бега. Бежать в гору заметно
труднее, чем по ровному месту. Скорость бега в подъем в значительной мере
зависит от развиваемого усилия. Не секрет, что ориентировщик зачастую
ускоряется при преодолении подъемов, особенно коротких и крутых, чтобы избежать
значительных потерь времени. Однако постоянно бежать с интенсивностью,
существенно превышающей среднедистанционную, невозможно физически, поэтому мы
будем производить расчеты исходя из того, что во время бега по дистанции
интенсивность бега примерно постоянная.
Подъемы
снижают скорость движения, чем круче подъем, тем ниже скорость. Зависимость
скорости бега в подъем от его крутизны имеет нелинейный характер. Выразим
крутизну подъема как процент отношения набора высоты к горизонтальной
составляющей длины подъема. Например, при наборе высоты
На
основании проведенных экспериментов в лаборатории на бегущей дорожке и проверки
результатов с помощью многочисленных тестов на местности была получена
следующая формула: k = 4х + 0,25х2 (1), где k –
коэффициент удлинения в процентах, а х
– крутизна склона (также в процентах).
В
нашем случае при х = 5, k = 4 х 5 + 0.25 х 25 = 26,25% или округленно 26%.
Зависимость
нелинейная, при этом линейный член данного уравнения отражает рост энергозатрат
при беге в гору, а появление квадратичного члена связано с тем, что бег по наклонной плоскости
менее удобен, чем бег по ровному месту. На величину, равную значению
квадратичного члена снижается скорость бега не только в гору, но и на спусках,
а также при траверсах (бег по косогору).
При
беге вниз по склону энергетическая составляющая имеет отрицательный знак, что
вполне объяснимо – под гору бежать легче, чем по равнине. Однако коэффициент
при линейном члене уравнения значительно ниже, так как наш мышечно-связочный
аппарат не позволяет переводить потенциальную энергию в кинетическую со 100%
КПД. Эмпирическим путем была получена следующая формула при беге под гору:
k = - 2х
+ 0,25х2 (2)
Несложные
расчеты показывают, что коэффициент удлинения при малой крутизне имеет
отрицательные значения (то есть, скорость бега возрастает), затем достигает
минимума при 4% спуске, затем начинает возрастать и достигает нулевого значения
при спуске крутизной 8%, Далее он приобретает положительные значения, что
означает, что спуски крутизной более 8% не увеличивают, а снижают скорость по
сравнению с бегом по равнине.
Очень
часто на перегонах встречаются не только подъемы, но и спуски, траверсы, при
этом длина и крутизна их различна. Приблизительная формула подсчета
коэффициента удлинения дистанции по фактору «рельеф» выглядит следующим
образом:
k = 4х – 2у +
0,25(х + у)2 или k = 4(х –
0.5у) + 0,25(х + у)2 (3), где х
– отношение суммы подъемов к длине перегона, а у - отношение суммы спусков к длине перегона.
Для
удобства расчетов приведем таблицу удлинений:
Таблица
1. Значения относительных удлинений при беге по пересеченной местности.
|
Средняя крутизна спусков в % |
||||||||||||||||
Средняя
крутизна подъемов в % |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
0 |
0 |
-2 |
-3 |
-4 |
-4 |
-4 |
-3 |
-2 |
0 |
2 |
5 |
12 |
21 |
32 |
45 |
60 |
|
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
11 |
14 |
22 |
32 |
44 |
58 |
74 |
|
2 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
10 |
12 |
14 |
17 |
20 |
24 |
33 |
44 |
57 |
72 |
89 |
|
3 |
14 |
14 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
23 |
26 |
30 |
34 |
44 |
56 |
70 |
86 |
104 |
|
4 |
20 |
20 |
21 |
22 |
24 |
26 |
29 |
32 |
36 |
40 |
45 |
56 |
69 |
84 |
101 |
120 |
|
5 |
26 |
27 |
28 |
30 |
32 |
35 |
38 |
42 |
46 |
51 |
56 |
68 |
82 |
98 |
116 |
136 |
|
6 |
33 |
34 |
36 |
38 |
41 |
44 |
48 |
52 |
57 |
62 |
68 |
81 |
96 |
113 |
132 |
153 |
|
7 |
40 |
42 |
44 |
47 |
50 |
54 |
58 |
63 |
68 |
74 |
80 |
94 |
110 |
128 |
148 |
170 |
|
8 |
48 |
50 |
53 |
56 |
60 |
64 |
69 |
74 |
80 |
86 |
93 |
108 |
125 |
144 |
165 |
188 |
|
9 |
56 |
59 |
62 |
66 |
70 |
75 |
80 |
86 |
92 |
99 |
106 |
122 |
140 |
160 |
182 |
206 |
|
10 |
65 |
68 |
72 |
76 |
81 |
86 |
92 |
98 |
105 |
112 |
120 |
137 |
156 |
177 |
200 |
225 |
|
12 |
84 |
88 |
93 |
98 |
104 |
110 |
117 |
124 |
132 |
140 |
149 |
168 |
189 |
212 |
237 |
264 |
|
14 |
105 |
110 |
116 |
122 |
129 |
136 |
144 |
152 |
161 |
170 |
180 |
201 |
224 |
249 |
276 |
305 |
|
16 |
128 |
134 |
141 |
148 |
156 |
164 |
173 |
182 |
192 |
202 |
213 |
236 |
261 |
288 |
317 |
348 |
|
18 |
153 |
160 |
168 |
176 |
185 |
194 |
204 |
214 |
225 |
236 |
248 |
273 |
300 |
329 |
360 |
393 |
|
20 |
180 |
188 |
197 |
206 |
216 |
226 |
237 |
248 |
260 |
272 |
285 |
312 |
341 |
372 |
405 |
440 |
Для оценки влияния рельефа на «удлинение» дистанции необходимо
подсчитать отдельно суммарный набор высот при подъемах и суммарную потерю
высоты на спусках, а затем разделить полученные значения на длину перегона или
всей дистанции (и перевести в проценты). Для оценки вариантов движения на
перегоне в качестве делителя следует брать длину варианта. При более грубой
оценке, например при оценке времени победителя на дистанции в целом, можно
пользоваться значением длины дистанции по прямой.
Далее следует воспользоваться формулой (3) или
таблицей.
Приведем
пример. Предположим, что на перегоне длиной
Средняя
крутизна подъемов по варианту составит около 4%, а средняя крутизна спусков –
около 3% . Согласно таблице удлинение составит 22%, или
Примечание: при траверсе склонов (бег по косогору без
дорог или профилированных троп) в уравнениях 1, 2 или 3 в качестве параметра
крутизны склона следует использовать разные значения х. В линейном члене
учитывается набор или потеря высоты (либо и то, и другое) по отношению к длине
траверса, а в квадратичном – истинная крутизна склона.
Перейдем
к практическим примерам.
1.Оценка
вариантов.
|
Мемориал
М.Святкина, июнь 2002 года, Лен. область, пос. Ягодное. Фрагмент
дистанции группы М18, финал. Карта
масштаба 1:10 000, сечение рельефа – |
Рассмотрим
путь по прямой и 3 основных варианта движения – южный обходной с использованием
тропы, южный и северный.
Таблица
2. Расчет эквивалентных длин вариантов
вариант |
Длина
варианта (м): В том числе: |
Перепад
высот |
Средняя
крутизна |
Удл.(%) по рель-ефу |
Удлинение (м) |
Экв. длина (м) |
|||||||
всего |
тропа |
Лес
0 |
Лес
1 |
на
подъемах |
на спусках |
подъемов /спусков |
Рель-еф |
Лес0 |
Лес1 |
всего |
|||
прямой |
450 |
0 |
350 |
100 |
|
|
10/7 |
98 |
440 |
35 |
50 |
525 |
975 |
обходной |
650 |
300 |
350 |
0 |
|
|
4/2 |
21 |
135 |
35 |
0 |
170 |
820 |
северный
|
500 |
0 |
430 |
70 |
|
|
7/4 |
50 |
250 |
45 |
35 |
330 |
830 |
южный |
500 |
0 |
440 |
60 |
|
|
6/3 |
38 |
190 |
45 |
30 |
265 |
765 |
В
таблице приведены расчеты эквивалентной длины вариантов. Очевидно, что прямо
бежать нельзя, надо обходить глубокие ямы. На обходном варианте около половины пути
пробегается по тропе, сумма подъемов при этом наименьшая. Из двух вариантов,
близких к прямой линии, на южном набор высоты на
2.
Выбор варианта на сильнопересеченной местности.
|
Ранговый старт IOF Elite Event Portugal O-Meeting, март 1996 года Мафра,
Португалия. Карта
масштаба 1:10 000, сечение рельефа – Дистанция
мужской «элиты», этап 15 – 16. |
Из
большого числа вариантов и подвариантов спортсмены выбирали только те, что
расположены к югу от прямой линии. Северные варианты остались незамеченными.
Был ли такой выбор верным? Давайте проанализируем ситуацию.
Для
упрощения подсчетов введем ключевые точки A, B, C и D. Рассчитаем эквивалентные
длины вариантов между этими точками. Для удобства большая часть расчетов
опускается, приводятся только результаты.
КП15
– А:
КП15
– В:
А
- В:
А
– С:
В
- С:
С
- D:
В
- D: траверс склона крутизной около 25% по п/о пространству, длина
траверса около
D – КП16:
Составим
таблицу вариантов:
ВАРИАНТ: |
ЭКВ.
ДЛИНА |
Кто
бежал и результат |
15
– А – С – D - 16 |
|
Дж.
Масгрэйв, Англия (5) – 6.12 |
15
– А – В - С – D - 16 |
|
Т.
Крейчи, Австрия (2) – 6.00 |
15
– В - С – D - 16 |
|
|
15
– А – В - D – 16 траверс |
|
У.Эшлиманн,
Австрия (3)– 6.26 |
15
– А – В - D – 16 вниз-вверх |
|
А.Лланделс,
Н.Зеландия (1) – 6.12 |
15
– В - D – 16 траверс |
|
М.Дуарте(9),
Португалия – 7.25 |
15
– В - D – 16 вниз-вверх |
|
|
Северный
обходной (стрелки) |
|
|
Самый
северный обходной (пунктир) |
|
|
В скобках приведено место спортсмена в итоговом
протоколе
Приведем
расчет самого оптимального - северного
варианта, которым не воспользовался ни один из спортсменов:
Никто
из участников этих соревнований, в которых принимали участие члены национальных
сборных Австрии, Новой Зеландии, Великобритании и Португалии,
не
заметил варианта, способного принести около минуты преимущества.
Заметим,
что из выбранных вариантов самый оптимальный дал лучший результат, особенно
если учесть, что победитель соревнований новозеландец Алистер Лланделс и
англичанин Джон Масгрэйв заметно превосходили австрийцев и особенно
португальцев в скорости бега.
|
Та
же дистанция. Этап
8 – 9. Проблема
– подрезать
или нет? Ответ: Спортсмен,
пошедший на подрезку, показал на этапе 10
мин 15 с. при
лучшем времени 8 мин 50 с. |
Эквивалентная
длина «подрезанного» участка по дороге составила
На
этапе 6 – 7 обходной вариант оказался примерно на 40 секунд быстрее прямого (2
мин 47 сек против 3 мин 25 сек. Для практики попробуйте произвести расчеты
самостоятельно и докажите это.
2.1.3. Практические рекомендации по
выбору варианта.
Приведенная
выше методика расчетов полезна при анализе дистанций по окончании соревнований.
Однако в ходе соревнований у спортсмена нет возможности прибегнуть к расчетам и
измерениям. Поэтому выбор варианта производится интуитивно, с учетом основных
принципов, которые мы попытаемся сформулировать ниже.
Принцип
скорейшего достижения цели.
Выбирать
следует самый быстрый вариант (то есть,
вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут
быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом,
принципа надежности ориентирования.
Принцип
надежности ориентирования.
Следует
избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании.
Например,
при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии
надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при
беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные
варианты.
Принцип
уменьшения риска.
Следует
избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости.
Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно
непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам,
грунтовым обрывам, заборам и оградам. Следует, по возможности, избегать больших
пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка),
поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких
участков может снижаться на 80%, что соответствует пятикратному обходному пути.
Принцип
экономичности.
При
наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где
условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и
спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными
словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в
противоречие с принципом скорейшего достижения цели - более удобный вариант не должен по времени
прохождения существенно отличаться от самого быстрого.
В этом смысле показателен следующий пример.
После окончания соревнований два очень сильных ориентировщика из Латвии (это
было еще в советские времена) разбирали варианты. Один спросил другого: «Ты как
бежал на этот КП, слева или справа?». Другой (а это был неоднократный чемпион
СССР Гуннар Дукште), ответил: «Напрямик!». «Но слева же лучше» - возразил его
собеседник. Гуннар еще раз посмотрел на карту, подумал немного и ответил: «Да, слева
лучше, но напрямик быстрее!».
Принцип
учета индивидуальных особенностей.
У
каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает
хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, зато не любит
бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической
подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой
растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но
зато почти не теряет времени при беге по зарослям и бурелому. И, наконец, есть
всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации.
Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он
лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.
Выбор
варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути,
пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает
сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго
соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение
которых требует больших физических усилий.
2.1.4. Критерии выбора пути.
Еще
раз повторим – у спортсмена нет возможности производить сложные расчеты и
измерения. Чем же руководствоваться при сравнении вариантов? При выборе
обходных вариантов по дорогам надо опираться на цифры, которые мы уже приводили
выше. Участки «белого» леса следует обходить по дорогам при обходном
коэффициенте не более 1,2. Участки первой градации проходимости – при обходном
коэффициенте не более 1,5 – 1.7, а участки второй «зеленки» рационально
обходить по чистому лесу или по дорогам при двукратном (а иногда и трехкратном
удлинении пути).
Каждые
Все остальное приходит с опытом, в
приобретении которого особую роль играет тщательный анализ пройденных
дистанций, а также специальные тренировки, в которых отрезок между КП
пробегается двумя-тремя различными вариантами, а затем сравнивается время
прохождения.
2.2.
Тактическое планирование этапа.
После того, как вариант бега до КП выбран хотя
бы в общих чертах, необходимо определить, за счет чего он будет реализован.
Тактическое планирование включает в себя определение технических приемов
ориентирования, с помощью которых будет решаться задача скорейшего преодоления
этапа до очередного КП, границ участков скоростного ориентирования, точного
ориентирования, так называемой «переходной зоны», а также «точки атаки КП».
Главным противоречием в ориентировании
является противоречие между скоростью бега и точностью ориентирования.
Устранить его можно, разбив этап на две составные части – участок скоростного
ориентирования и участок точного ориентирования. На первом участке основной задачей
является поддержание высокой скорости бега с сохранением такого уровня
надежности и точности ориентирования, который в дальнейшем позволит перейти к
точному ориентированию без особых проблем. Иными словами, в начале этапа мы
жертвуем точностью ради скорости, а в конце – скоростью ради точности. Так как
точное ориентирование предполагает знание своего местоположения с малой
степенью погрешности, а на участке скоростного ориентирования эта погрешность
может достигать значительно большей величины, необходим переходный отрезок,
задача которого состоит в уменьшении погрешности в определении своего
местоположения до уровня, достаточного для безошибочного выхода на КП.
Данная схема тактического деления («грубое»
ориентирование - переход от «грубого» к «точному» ориентированию - «точное»
ориентирование) была предложена скандинавскими тренерами и полностью отвечает
особенностям ориентирования на скандинавской местности, то есть в условиях среднепересеченной местности с однородной
проходимостью, высокой плотностью ориентиров и слабо развитой дорожной сетью. В
самом деле, если выигрышным является бег по прямой линии, то в начальной части
такого этапа спортсмен может позволить себе ориентироваться с некоторой
погрешностью и даже отклониться от прямой линии на несколько десятков метров. С
точки зрения геометрии такое отклонение не приведет к существенному удлинению
пройденного пути.
Так, например, на этапе длиной
Чем ближе контрольный пункт, тем меньше
допустимая погрешность в определении своего местоположения. Необходимая
точность ориентирования при взятии КП определяется как размерами объекта КП,
так и расстоянием, с которого он хорошо виден и может быть надежно опознан.
Естественно, что даже при самом точном способе ориентирования погрешность
выхода на КП возрастает с удалением от исходного ориентира, следовательно, в
качестве последней привязки для «атаки КП» должен быть выбран ориентир,
сопоставимый по размерам с объектом КП. На точечный ориентир следует выходить
только с точечного, на площадной ориентир можно выходить с площадного, размеры
которого не превышают размеры объекта КП. Некоторые отступления от этого
правила можно позволить только при очень хорошей видимости и сравнительно невысокой плотности однородных
объектов в районе КП, да и то не всегда. Если
в районе КП, расположенного, например, на камне, в пределах видимости находится
несколько камней, вас не спасет даже очень хорошая видимость в лесу, если не
будет обеспечена точность выхода на КП. В самом деле, бегать среди камней и
заглядывать за каждый из них – это не самый быстрый и надежный способ взятия
КП.
Запомните «золотое» правило: при выходе на КП
с точки атаки обязательно проконтролируйте направление движения по компасу,
даже если вы абсолютно уверены, что выйдете на КП и без помощи магнитной
стрелки. Любое отклонение от прямой в непосредственной близости от КП – это
лишний «довесок» к дистанции в виде нескольких десятков, а иногда и сотен
метров.
Теперь вернемся к сути вопроса – тактическому
планированию. После того, как выбран самый быстрый, по нашему мнению, вариант,
следует определить «точку атаки КП» (о том, какой по размерам объект должен
быть выбран в качестве точки атаки, мы уже упомянули выше) и способ
ориентирования на заключительной части. Здесь выбор невелик – основных приемов
точного ориентирования всего два – «точный азимут» или «подробное чтение карты»,
причем чаще всего используется комбинированный прием, а именно, подробное
чтение карты, подкрепляемое контролем направления по компасу с высокой степенью
точности. Затем необходимо определить способ перехода от скоростного
ориентирования к точному. Здесь возможны следующие варианты: заранее
спланированный выход на «точку атаки» или определение «переходной зоны», в
пределах которой необходимо свести погрешность местонахождения до минимума. То,
какому из двух вариантов отдать предпочтение, зависит от конкретной ситуации.
Если «точка атаки КП» представляет собой достаточно крупный и характерный
ориентир, выход на который может быть осуществлен методами скоростного
ориентирования (например, с помощью «бега в мешок»), то следует пользоваться
первым методом. Если же в районе, расположенном непосредственно перед КП, нет
ярко выраженных, легко опознаваемых и достаточно крупных (или хорошо видимых
издалека) ориентиров, то надо воспользоваться вторым методом. Суть его состоит
в том, что в пределах «переходной зоны» происходит постепенное снижение
скорости, увеличение частоты обращения к карте и, как следствие, снижение
погрешности местонахождения до уровня, позволяющего безошибочно выйти на КП. В
этом случае можно говорить уже не о «точке атаки», а скорее о «зоне атаки КП».
Первый вариант чаще используется на так называемой «европейской» или
«континентальной» местности, второй – на местности «скандинавского» типа.
Последний шаг в тактическом планировании –
выбор технического приема скоростного ориентирования - не представляет труда, так как он полностью
зависит от выбранного варианта – при беге по дорогам это «линейное»
ориентирование, при беге напрямик – чаще всего «бег в направлении»,
подкрепляемый, как правило, выборочным или обобщающим чтением карты.
С точки зрения достижения максимально
возможного результата участок точного ориентирования и «переходная зона» должны
быть как можно меньше, и к этому надо, в принципе, стремиться, не нарушая при
этом принципа безопасности ориентирования. Для соблюдения этого принципа
необходимо оставить себе достаточное пространство перед КП для
заблаговременного снижения скорости и повышения точности ориентирования.
Описанная выше схема может рассматриваться как
общий случай тактического планирования, однако возможны как частные случаи, так
и исключения из общих правил.
Во-первых,
на отдельных этапах с решающим выбором варианта (особенно в горной местности)
КП могут располагаться в очень простых ситуациях, практически не требующих
перехода к точному ориентированию. Во-вторых, на коротких и сверхкоротких
этапах участок скоростного ориентирования может вообще отсутствовать.
И,
наконец, возможны комбинированные ситуации, когда в середине этапа находится
некая ключевая точка (или несколько таких точек), прохождение которых обязательно
с точки зрения реализации выбранного варианта движения. Приведем пример.
Предположим, что посреди сравнительно длинного этапа, пробегаемого практически
напрямик, расположен участок непроходимого леса, через который ведет тропинка,
хорошо заметная только на границе этого участка и внутри него. В этом случае
начало тропинки можно рассматривать как некий дополнительный КП со всеми
вытекающими последствиями, а именно, с необходимостью применения приемов
точного ориентирования в средней части этапа во избежание крупных потерь
времени.
Примеры тактического планирования этапа.
|
«Полигон»
Кубка Мира |
Рассмотрим
этап 3 – 4 на тренировочной дистанции перед финальным этапом Кубка Мира 2000
года в Португалии. Местность с рельефом дюнного типа, лес сосновый с хорошей
проходимостью и видимостью. Такая местность предполагает выбор преимущественно
прямых вариантов. КП 4 расположен на поперечной дюне, что облегчает его взятие
в целом, однако неопределенность положения КП в пределах самой дюны
сохраняется, так как дюнный рельеф достаточно однообразен, и если вы не вышли
на вершину дюны с большой степенью точности, вам будет достаточно трудно
«привязаться» на ней. Поэтому точку (или зону) «атаки КП» нужно выбрать
заранее. В пределах зоны Е имеется достаточно большое количество точечных
ориентиров, и нет смысла выбирать какой-то из них заранее. Итак, зона Е выбрана
нами в качестве зоны «атаки КП». Зона D может служить в качестве «переходной
зоны». В ее начале расположена оконечность довольно высокой дюны, выход на
которую не представляет технических трудностей и осуществляется приемами
скоростного ориентирования. В начальной части этапа присутствует «бег с
упреждением» до лесной дороги (в направлении стрелки). Строго говоря, это даже
«бег в мешок», сторонами которого служат дорога (справа по ходу) и подошва дюны
(слева по ходу). Затем следует участок бега в направлении, подкрепляемый
выборочным чтением карты. Дюны А, В и С служат в качестве промежуточных
ориентиров при обобщающем чтении карты (каждая из них рассматривается в целом
как вытянутый в одном направлении холм). Направление подошвенных склонов дюн А
и В позволяет контролировать направление бега, практически не прибегая к помощи
компаса. Дюна С имеет более сложную форму, благодаря чему имеется возможность
уточнить местоположение при подходе к зоне D. Выход на западную оконечность
дюны, расположенной в начале зоны D, обеспечивается движением вдоль дюны С,
если, конечно, вы двигались с некоторым упреждением в западную сторону. Если же вы отклонились к востоку, то вы
«упретесь» в склон дюны D, и вам придется его форсировать, потеряв на этом
несколько секунд. В пределах зоны D было бы очень полезно пройти через
седловину пологой дюны, расположенной как раз в центре зоны. Если вам это
удалось, то проконтролируйте направление бега, смело форсируйте последнее
препятствие – дюну Е, так как огибать ее уже не имеет смысла, и считайте, что
КП 4 у вас «в кармане», особенно если вы возьмете небольшое западное упреждение
и уверенно выйдете на КП по вершине дюны, на которой он расположен.
Подведем итоги. На участке скоростного
ориентирования (длиной около
Рассмотрим некоторые тактические нюансы других
этапов этой же дистанции.
Этап
6 – 7.
Отклонение
влево от прямой линии позволяет избежать лишнего набора высоты, преодолеть
крутой подъем наискосок, что выгодно с точки зрения скорости бега и затраты сил,
и, в конечном итоге, дает возможность выйти на КП по чистому лесу, используя
вершину дюны в качестве направляющего ориентира. Седловина с тропинкой является
ключевой точкой для точной привязки перед КП, хотя проходить через нее не
обязательно, достаточно «почувствовать» ее слева по ходу.
Этап
7 - 8.
Тактическая
схема проста. Бег с упреждением вправо до просеки, использование дюн в качестве
глобальных ориентиров для обобщающего чтения карты и контроля направления,
Выход в точку Т, используемую в качестве «точки атаки», и выход на КП с
контролем направления. Чем точнее вам удастся контролировать свое
местоположение на участке скоростного ориентирования, тем короче будет отрезок,
который вам предстоит пробежать по просеке на юг до точки Т. Этот отрезок можно
рассматривать в качестве «переходной зоны».
Этап
8 – 9.
Сверхкороткие
этапы пробегаются с помощью приемов точного ориентирования и представляют
собой, практически, только участок «взятия КП».
Этап 9 – 10.
Большой
«тормозящий» ориентир, расположенный практически в поперечном направлении в
непосредственной близости от КП, предопределяет выбор «бега с упреждением»
влево от прямой линии в качестве приема скоростного ориентирования. Переход к
точному ориентированию и взятие КП упрощены до предела благодаря расположению
КП практически вдоль оси дюны.
Этап
10 - 11.
Две
характерных формы рельефа X и Y, заметные в парковом сосновом лесу с расстояния
не менее
2.3.
Тактическая дисциплина.
Приведенные выше примеры подтверждают, что
полная схема тактического планирования зачастую трансформируется в нечто более
упрощенное, к тому же на практике в
соревновательных условиях у спортсмена нет времени долго размышлять над выбором
пути и составлением тактической схемы прохождения этапа между КП. Опытные
ориентировщики не испытывают в этом особой необходимости, они просто бегут по
дистанции и почему-то все (или почти все) и всегда (или почти всегда) делают
правильно. Потом уже, во время разбора дистанции, выясняется, что их действия
полностью или хотя бы частично вписываются в приведенную выше общую тактическую
схему. Этого нельзя сказать о начинающих или малоопытных ориентировщиках, которые
регулярно совершают ошибки. Практика показывает, что у начинающих
ориентировщиков большинство ошибок носит технический характер, то есть они
просто еще недостаточно хорошо умеют ориентироваться и выполнять основные
технические приемы. Но как объяснить те ошибки, которые совершают
ориентировщики со стажем, которые вроде бы должны уметь все? Анализ показывает,
что опытные спортсмены совершают тактические ошибки чаще, чем чисто
технические. Проанализировать такие ошибки, систематизировать их и избежать повторения
в дальнейшем можно только путем тщательного разбора своих действий после каждой
дистанции, в том числе и тренировочной. Разберите каждый этап с точки зрения
выбора пути и тактической схемы. Оцените качество исполнения технических
приемов, и у вас появится богатый материал для анализа.
Приучать себя к тактической дисциплине надо во
время тренировок с ориентированием и соревнований невысокой или средней
значимости. Пожертвуйте несколькими секундами на каждом КП во время тренировок
или второстепенных соревнований, тщательно выберите вариант и составьте
тактическую схему прохождения этапа. Затраченное вами время, может быть, не
окупится на данных соревнованиях, но сослужит вам хорошую службу в дальнейшем.
Очень полезно проводить специальные тренировки с картой, когда выбор варианта и
тактическое планирование выполнены предварительно, до выхода на дистанцию.
Пробежав несколько раз предварительно разобранные дистанции, вы убедитесь в
том, какую важную роль играет тактическое планирование, как оно позволяет
избегать ничем не оправданных ошибок. В дальнейшем тактическая дисциплина
должна закрепиться на уровне подсознания. Это значит, что на дистанции вам не
нужно будет объяснять себе, что и как надо сделать, но после прохождения трассы
анализ подтвердит, что с тактической точки зрения дистанция пройдена
безупречно.
2.4.
Регулирование скорости бега.
Скорость
бега в ориентировании необходимо регулировать по следующим причинам:
во-первых
– из чисто физиологических соображений (с точки зрения раскладки сил на
дистанции), а во-вторых – для соблюдения принципа безопасности ориентирования и
правильного выполнения технических приемов, так как каждый из них выполняется
на различной скорости. Рассмотрим первый аспект проблемы – физиологический.
Из спортивной физиологии известно, что
непрерывная физическая работа продолжительностью около 60 минут и более
выполняется на уровне интенсивности, соответствующем анаэробному порогу (АнП).
В легкой атлетике на уровне элиты такой работой является часовой бег, бег на
Одно время было принято считать, что уровень
АнП является предельным уровнем нагрузки на дистанции ориентирования, поскольку
при более интенсивной нагрузке происходит повышение содержания молочной кислоты
в крови, что неизбежно сказывается на работе головного мозга. Однако дальнейшие
исследования показали, что дело обстоит не совсем так. Повышение уровня лактата
в крови не оказывает существенного влияния на работу головного мозга благодаря
наличию так называемого гемоэнцефалического барьера, и снабжение мозга
кислородом на необходимом уровне не нарушается даже при запороговых скоростях.
В дальнейшем, с появлением спринтерских дисциплин в ориентировании это
положение нашло практическое подтверждение. На коротких дистанциях так
называемого «паркового» ориентирования спортсмены элиты способны работать с
интенсивностью, существенно превышающей уровень анаэробного порога.
Тем не менее, для каждой из дистанций
существует свой физиологический предел скорости. Для 15-минутной работы таковым
является скорость на уровне 110% от пороговой, для 30-минутной – 105%, а для
100-минутной – 96%. Фактически же среднедистанционная скорость оказывается ниже
предельной из-за неизбежных затрат времени на технические действия (работа с
картой и компасом, отметка на КП).
Чем
выше уровень технического мастерства спортсмена, тем ближе к предельно
возможному может оказаться его результат. То же самое относится и к технической
сложности трасс – на сравнительно простых дистанциях «паркового» ориентирования
затраты времени на технические действия у ориентировщиков элиты не превышают
5-7 % от общего времени прохождения дистанции, в то время как на технически
сложных трассах с относительно большим количеством КП они могут достигать
10-15% и более.
На практике при выборе скорости бега спортсмен
в большей степени руководствуется тем, как он справляется с техническими
задачами, и в меньшей степени озабочен раскладкой сил, поскольку необходимость
решать задачи ориентирования на бегу является основным ограничителем скорости.
Варьирование скорости бега по дистанции происходит в некоторых не слишком
широких пределах, и связано оно, главным образом, с различной технической
сложностью задач в пределах этапа между КП. Так, например, на участках
«грубого» (скоростного) ориентирования можно поддерживать более высокую скорость
бега, а при выходе на КП скорость бега неизбежно снижается. Даже те 3-5 секунд,
которые тратит спортсмен при отметке на КП и просмотре карты в начале
очередного этапа, дают некоторую физиологическую передышку его организму и
позволяют на отдельных отрезках поддерживать более высокую скорость, чем
среднедистанционная, обусловленная физиологическими ограничениями.
Теперь рассмотрим более подробно вопрос о
регулировании скорости в связи с техническими действиями. На участках
скоростного ориентирования при выполнении таких технических приемов, как бег по
линейным ориентирам, бег в направлении (в особенности бег» в мешок» или «с
упреждением»), спортсмен может поддерживать более высокую скорость бега, чем
при выполнении приемов точного ориентирования. При этом скорость бега должна
определяться, в первую очередь, тем, успевает ли спортсмен справляться с
потоком информации и принимать правильные решения (при строгом соблюдении
принципа безопасности ориентирования). Главным критерием правильного выбора
скорости (имеется в виду ее верхний предел) можно считать способность
спортсмена контролировать ситуацию, а именно:
-
предвидеть появление в поле зрения тех или иных существенных для ориентирования
объектов и быть способным их надежно идентифицировать,
-
знать в каждый момент времени, каковы будут дальнейшие действия при достижении
очередной промежуточной цели,
- знать границы так называемого «коридора
безопасности», выход из которого, а тем более за его пределы, означает
отклонение от намеченного пути и/или грозит потерей контакта с картой,
-
ощущать способность поддерживать данную скорость бега без риска
преждевременного физического истощения организма, когда скорость бега и
качество работы головного мозга могут резко упасть без шансов на быстрое
восстановление сил.
Поскольку участки точного и скоростного
ориентирования неизбежно чередуются между собой, искусство регулирования
скорости приобретает особое значение для достижения максимально возможного
результата. То же самое относится к таким внешним факторам, как рельеф
местности и условия проходимости. Если проходить подъемы и спуски с одной и той
же среднедистанционной интенсивностью (например, при одинаковом значении ЧСС,
приблизительно на уровне ЧСС АнП), то скорость бега в гору будет слишком
низкой, и выигрыш в скорости при беге под гору не сможет компенсировать эти
потери. Если же преодолевать подъемы при ЧСС на 5-10 ударов в минуту выше, чем
ЧСС АнП, а на спусках восстанавливаться, поддерживая ЧСС на 3-5 ударов в минуту
ниже порогового значения, то выигрыш при беге в гору будет значительно выше,
чем относительные потери при беге вниз. Участки плохой проходимости могут быть
пройдены при пониженных значениях ЧСС, а «отыгрываться» следует при беге по
дорогам и по чистому лесу.
Приведем
примеры. Исследования показали, что среди ориентировщиков элиты наблюдаются
следующие средние значения ЧСС по отношению к индивидуальным значениям ЧСС АнП:
-при
беге по дорогам и другим удобным для бега линейным ориентирам: + 2-3 уд/мин,
-при
«грубом» беге в направлении по чистому лесу: + 3-5 уд/мин,
-при
«глобальном» чтении карты в чистом лесу:
+ 1-2 уд/мин,
-при
точном ориентировании за счет чтения карты (при взятии КП): - 2-3 уд/мин,
-при
беге точным азимутом со счетом шагов (или контролем расстояния): - 3-5 уд/мин,
-при
отметке на КП: - 5-7 уд/мин,
-при
беге в гору: +5-8 уд/мин,
-при
беге вниз по склону: -1-3 уд/мин,
-при
беге по участкам густого леса: -3-5 уд/мин.
Отсюда
видно, что приемы «грубого» ориентирования выполняются на более высокой
скорости, чем приемы «точного» ориентирования. «Бег в направлении» - самый
скоростной технический прием, а «точный азимут со счетом шагов», напротив,
самый медленный. При ориентировании за счет чтения карты скорость исполнения
варьируется в меньших пределах, чем при пространственном ориентировании, и
зависит главным образом от того, какие объекты и с какой частотой встречаются
нам на местности.
При частичной потере контакта с картой, а
также при возникновении технических ошибок того или иного рода, вызывающих
снижение скорости бега, ЧСС падает на 10-20 уд/мин. Одной из причин, приводящих
к таким ошибкам, является неправильный выбор скорости бега, а именно,
превышение оптимальной скорости выполнения того или иного технического приема.
Строгое соблюдение принципа безопасности ориентирования и правильное
регулирование скорости бега позволяют избежать подобных потерь.
Одной из самых распространенных ошибок при
регулировании скорости бега является желание «отыграться» после досадного
промаха. Этого нельзя допускать ни в коем случае! Вернуть потерянное в
результате совершенной ошибки время невозможно, можно (и нужно!!!) только
избежать повторения ошибок в дальнейшем. Надо продолжать бежать на «свой»
результат и надеяться, что соперники не сумеют избежать своих собственных
ошибок. «Играй, да не отыгрывайся!» -
вот «золотое» правило не только в карточных играх, но и в ориентировании.
2.5. Тактика
прохождения отдельных участков дистанции.
2.5.1. Тактика «первого КП».
Взятие
первого КП – ключевой момент дистанции. Не следует торопиться при выходе на
него. Выигрыш нескольких секунд на первом КП ничего не решает, а вот потерять
на нем можно много, а то и сразу все. По пути на первый КП необходимо решить
сразу несколько задач: «врабатывание» организма, «вхождение» в карту,
знакомство с особенностями карты, местности, характера планировки дистанции и
постановки КП. Необходимо оценить условия видимости и проходимости, которые
могут иметь, в том числе, и сезонный характер. Отсюда следуют рекомендации:
-
не выходите на режим максимальной скорости прямо со старта,
-
выберите вариант, позволяющий получить по пути на первый КП как можно больше
информации о проходимости и видимости на местности, избегая при этом ненужного
риска,
-
чаще обращайтесь к карте, подробно разберитесь в том, что и как на ней
обозначено,
-
постарайтесь быстро приспособиться к масштабу карты,
-
обратите внимание на стиль изображения рельефа на карте,
-
не ставьте себе задачу догнать стартовавшего перед вами спортсмена, даже если
это ваш главный конкурент.
2.5.2. «Ключевые» этапы.
Некоторые
этапы на дистанции могут иметь особое значение для достижения высокого
результата, особенно так называемые «этапы с решающим выбором варианта». Выигрыш
(или, наоборот, проигрыш) за счет выбора варианта на таких этапах может
достигать нескольких минут. Постарайтесь выделить такие этапы заранее (как
правило, это длинные и сверхдлинные этапы) и проанализируйте их при первой же
возможности, например, при беге по дороге, когда у вас наступит некоторая пауза
в ориентировании. Если такой возможности у вас не найдется заранее, внимательно
отнеситесь к выбору варианта непосредственно на предыдущем КП. При этом
соразмеряйте время, потраченное на выбор варианта с теми потерями, которые вы
можете иметь в результате выбора не самого оптимального пути. Если речь идет о
возможности выигрыша 20-30 секунд за счет выбора варианта, не следует тратить
на выбор пути более этого времени.
2.5.3. Заключительная часть дистанции.
Заключительная часть дистанции зачастую
оказывается решающей в борьбе за высокий результат, и особую роль здесь
начинает играть физическое утомление. Речь идет скорее о психологических
моментах, таких как сохранение предельно высокого уровня концентрации внимания
на фоне утомления, абстрагирование от бегущих рядом участников (ближе к финишу
дистанции различных классов сходятся и количество «соседей» увеличивается), тем
не менее, имеются и некоторые тактические нюансы. Ключом к успеху здесь может послужить
выбор наиболее надежных вариантов и приемов ориентирования. Соберите остатки
сил и пройдите заключительную часть дистанции
на высокой скорости, соблюдая при этом принцип безопасности. Помните,
что последний КП чаще всего расположен на сравнительно открытом месте с хорошей
видимостью, к тому же финишная разметка может послужить надежной страховкой.
«Выложиться» до конца на финише необходимо, если вы боретесь за высокий
результат. В этом смысле показателен пример короткой дистанции финала Кубка Мира
2000 года, когда Валентин Новиков за
2.6.
Специфические тактические действия в конкретных соревновательных ситуациях.
Все,
что было сказано в предыдущем разделе, относится к «обычной» соревновательной
ситуации, когда спортсмен должен показать, как говорится, «свой» результат. Но
в некоторых случаях ход борьбы требует иных действий, связанных с
необходимостью решения конкретной соревновательной задачи, особенно в условиях
очного соперничества. Такие ситуации могут возникнуть в эстафете, в
индивидуальных соревнованиях с общим стартом или с «гандикапом», когда
победителем становится тот, кто первым пересекает финишную черту. Их можно
разделить на две основных группы: ситуации, когда необходимо идти на повышенный
риск, чтобы догнать соперника или наоборот, «оторваться» от него, а также
ситуации, когда завоеванное в ходе соревнований преимущество достаточно велико,
чтобы можно было позволить себе исключить всякий риск.
2.6.1. Ситуации, требующие повышенной
степени риска.
Допустим,
вам необходимо догнать соперника, ушедшего впереди вас на последний этап
эстафеты. Если его преимущество составляет несколько десятков секунд, то лучше
всего не рисковать, а ждать ошибки от соперника. И он, скорее всего, совершит
ее, поскольку бежать впереди, зная, что за спиной находится конкурент, очень
трудно психологически.
Если
вы уверены, что соперник очень близко, вы можете попробовать позволить себе
выходить в район КП на более высокой скорости, в расчете на то, что он
неизбежно снизит скорость при выходе на КП или раскроет вам положение КП при
уходе с него (особенно если направление ухода близко к перпендикулярному). При
этом старайтесь все же соблюдать принцип безопасности, иначе вы ошибетесь
вместе с ним, и ситуация сложится в пользу тех, кто находится у вас за спиной.
При наличии ситуаций, благоприятных для «встречного бега», постарайтесь
использовать их с выгодой для себя, а также и для того, чтобы поиграть на
нервах вашего оппонента. Если же соперник находится постоянно в поле вашего
зрения, а до финиша еще довольно далеко, вам лучше сохранять дистанцию и до
поры не показываться ему на глаза. Лучше всего «огорчить» его своим присутствием
за пару КП до финиша, чтобы ваше появление стало для него неприятным сюрпризом.
Если же соперник принял эстафету несколькими
минутами раньше вас, то рисковать незачем. Нужно работать надежно, показать
«свой» результат, и ждать от соперника «подарка». Другое дело, если он впереди
на одну - две минуты. Вот тут то и надо рисковать, если для вашей команды имеет
значение только первое место. Высокая скорость бега, самые короткие, пусть и
рискованные варианты, к черту принцип безопасности, пан или пропал! Старайтесь
сохранять при этом высочайшую степень концентрации внимания, верьте в конечный
успех и готовьтесь к борьбе в финишном створе, если вам повезет. Если нет,
значит сегодня не ваш день. Никто не упрекнет вас, если соперник не даст вам
возможности приблизиться к себе.
Теперь
представим себе, что вы бежите бок о бок со свом конкурентом, но знаете, что на
финише в очной борьбе у вас нет шансов, соперник просто умеет финишировать
быстрее вас. Что делать? Ни в коем случае не стоит пытаться оторваться от него.
Встаньте у него за спиной и работайте самостоятельно, внимательно контролируя
его действия. Возможность выйти вперед у вас может появиться на пунктах
«рассеивания». Если же этого не произойдет, внимательно проанализируйте
дистанцию до конца и постарайтесь найти этапы с различными, но примерно
равноценными по времени прохождения вариантами. Не идите на заведомо худший
вариант, лишь бы разойтись с ним. Но при равноценных вариантах идите своим
путем. Если не совершите ошибок, то, как минимум, не проиграете, а вдруг
ошибется оппонент? Если и это не помогло, за два - три КП до финиша просмотрите
по карте и хорошенько запомните ситуацию в районе КП и, собрав остаток сил,
смело выходите вперед, стараясь увести соперника в сторону от КП. Если он
попался на вашу уловку, пропускайте его вперед и быстро исчезайте в
каком-нибудь направлении, стараясь не вывести его на КП. Как только соперник
потеряет вас из виду, выходите на КП и продолжайте бег по дистанции, избегая
попадаться ему на глаза. Такие действия можно выполнять только после хорошей
предварительной подготовки и с хорошей уверенностью в собственных силах.
2.6.2. Ситуации, требующие высокой
степени надежности.
А
что если вы приняли эстафету на последнем этапе впереди соперника? Положение
лидера менее выгодно, чем догоняющего, если только речь не идет о явном
преимуществе в размере нескольких минут. Проблема в том, что чаще всего лидер
не знает, как далеко он оторвался от конкурентов, которые, к тому же, имеют
возможность объединить усилия в борьбе с ним. Тем не менее, в такой ситуации
нет смысла рисковать. Более того, следует максимально повысить надежность
ориентирования и постараться исключить всякий риск. Избегайте сомнительных
вариантов, где можно потерять время как из-за ошибок в ориентировании, так и
из-за плохой проходимости леса. Старайтесь не уходить с КП в том направлении, с
которого может выходить на КП ваш соперник. Напротив, если существует ситуация
«длинного встречного бега», используйте ее, чтобы узнать, как далеко он от вас
находится. Если он увидит вас в 100 –
То же самое относится к ситуации, когда вам
предстоит преодолеть дистанцию в абсолютно незнакомой вам местности, в другом
регионе, в другой стране, в непривычных для вас природных условиях. Если вы не
знакомы с местной спецификой, исключите всякий риск при выборе вариантов,
избегайте труднопроходимых участков, скальных и грунтовых обрывов, крутых
подъемов и спусков в горной местности. Не выбирайте в качестве опорных
ориентиров те объекты, которые вам трудно представить в воображении, исходя из информации,
которую вы получаете с помощью чтения карты.
2.7. Принципы
планирования технико-тактической подготовки.
Технико-тактическая
подготовка строится по принципу «от простого к сложному».
В
зимнем периоде базовой подготовки, когда тренировки на местности с картой
практически невозможны из-за снежного покрова, можно принимать участие в
соревнованиях по лыжному ориентированию, отрабатывая такие элементы техники и
тактики как чтение карты, пространственное ориентирование без помощи компаса (в
ориентировании на маркированной трассе), «линейное» ориентирование и выбор
варианта (в ориентировании в заданном направлении). Полезна также аналитическая
работа в помещении – разбор дистанций прошедшего сезона, анализ графиков
прохождения КП и выбора вариантов ведущими ориентировщиками мировой элиты на
крупных международных стартах. Большую пользу в этом может принести новый
европейский журнал спортивного ориентирования «O-SPORT», выходящий 7 раз в год
и посвященный, прежде всего, анализу дистанций на конкретных примерах.
Во время тренировок в спортзале можно
отрабатывать отметку на КП или выполнять упражнения с картой, направленные на
развитие зрительной памяти. Небольшие дистанции в заданном направлении можно
пробегать в городских парках по расчищенным аллеям и протоптанным тропам.
С наступлением бесснежного периода следует
уделить внимание, прежде всего, отработке отдельных элементов техники,
отработке технических приемов ориентирования в «чистом виде». Затем можно
переходить к технико-тактической подготовке, уделяя особое внимание выработке
тактической дисциплины. Здесь большую пользу могут оказать тренировочные
дистанции с заранее выбранными вариантами и разложенными на составные части
техническими действиями.
И,
наконец, с приближением периода основных соревнований следует собрать все свои
навыки воедино и приступить к прохождению в тренировочном режиме трасс,
максимально приближенных к соревновательным по уровню сложности
технико-тактических задач. При этом большую часть таких тренировок следует проводить
в повторном или интервальном режимах, разбивая дистанцию на отрезки и чередуя
их пробегание на соревновательной и сверхсоревновательной скорости с
интервалами отдыха.
В
бесснежном периоде удельный вес технической подготовки по отношению к
физической должен возрастать и достигать не менее половины общего времени
тренировочных занятий. В целом за год из 600 -700 часов тренировочных занятий
ориентировщики мировой элиты затрачивают не менее 250 часов на техническую
подготовку, включая участие в соревнованиях.
В
переходном периоде на фоне снижения физических нагрузок можно заняться
спортивной картографией, а также планированием и постановкой дистанций. Занятия
по картографии можно проводить в режиме корректировок существующих карт или
составления карт по базовым материалам хорошего качества. Полезно также
попрактиковаться в съемке на местности с помощью компаса и счета шагов. В
последнем случае желательно получить консультации опытных картографов, иначе
ваша работа может оказаться не слишком качественной и не принесет другим
пользы, а вам удовлетворения.
Структура технико-тактической подготовки
в годичном цикле.
Время (
в % ) |
Период базовой подготовки |
Период специальной подготовки |
Соревновательный период |
Переходный период |
декабрь
- февраль |
март - июнь |
июль-сентябрь |
октябрь
- ноябрь |
|
100% |
Соревнования и тренировки по ориентированию на лыжах |
Важные
соревнования |
Главные
соревнования |
Второстепенные
и
тренировочные соревнования |
90% |
Второстепенные
и
тренировочные соревнования |
|||
80% |
Важные
соревнования |
|||
70% |
Картография, постановка
дистанций |
|||
60% |
Упражнения в помещении |
Тактическая подготовка |
Второстепенные
и
тренировочные соревнования |
|
50% |
||||
40% |
Теория, анализ летних соревнований |
Отработка элементов техники и приемов
ориентирования |
Теория, анализ летних соревнований |
|
30% |
Комплексные подводящие тренировки |
|||
20% |
||||
10% |
2.8. Примеры упражнений
по технике и тактике ориентирования.
В этом разделе мы не будем перечислять все известные
упражнения по отработке технических приемов ориентирования, а остановимся
только на некоторых из них, возможно, менее традиционных.
2.8.1. Технические тренировки.
2.8.1.а
Бег в направлении.
На
сравнительно легко проходимой местности с хорошей видимостью спланируйте
трассу, пробегаемую по прямой линии. Длина этапов должна составлять от 600 до
Обозначьте
КП на местности призмами стандартных размеров с компостерами или другими
средствами отметки. Разместите между основными КП дополнительные, хорошо
видимые в направлении бега знаки. Это могут быть призмы стандартных или
тренировочных размеров (15 х
На оборудованной таким образом трассе можно
выполнять следующие виды упражнений:
На карте обозначены только основные КП. Задача –
пробежать дистанцию как можно ближе к прямой линии, опираясь на компас и
используя промежуточные знаки для корректировки курса. Если отрабатывается
быстрый бег в направлении, то упражнение выполняется на время. Если
отрабатывается бег в направлении, подкрепляемый чтением карты, то можно
предложить спортсменам указать количество промежуточных знаков, и даже пометить
их положение на карте (например, с помощью проколов булавкой). В этом случае
пропуск каждого из промежуточных знаков можно штрафовать условным штрафным
временем. При акценте на точность ориентирования можно не учитывать время, а
штрафовать неточность проколов по правилам маркированной трассы, учитывая
только «штрафное время».
Упражнение можно выполнять без помощи компаса. В этом
случае спортсмен должен стараться выдерживать направление, заданное ему с
помощью первых двух промежуточных знаков, а также корректировать направление
движения за счет чтения карты. При взятии «грозди КП» спортсмен должен
оценивать направление ухода визуально по отношению к направлению прихода на КП.
То же упражнение можно выполнять только с помощью
компаса. В этом случае желательно сообщить количество промежуточных знаков на
каждом этапе, расстояние от последнего знака до основного КП, а также легенду
КП. Направление на КП задается с помощью первого промежуточного КП, поэтому он
должен быть хорошо виден со старта или с основного КП и располагаться строго вдоль
прямой, ведущей к следующему КП. «Гроздь КП» в этом случае не применяется, или
применяется, если спортсмен бежит с компасом по «белой» карте.
4. Упражнение
без компаса и без карты.
Самый сложный вариант упражнения. Необходимо
выдерживать направление, заданное с помощью первого промежуточного знака без
помощи компаса и без возможности корректировки курса по карте. Его следует
применять только для уверенных в своих силах спортсменов.
2.8.1.б Ориентирование по линии.
На
местности с большим количеством ориентиров (желательно разнообразных, в
основном мелких и средних форм рельефа) нанесите кривую или ломаную линию,
движение вдоль которой можно осуществить за счет чтения карты. Разместите вдоль
линии знаки КП, расположенные на точечных объектах, и оборудуйте их средствами
отметки, но не наносите их местоположение на карту. Задача спортсмена –
пробежать вдоль линии и взять все КП. В зависимости от размеров объектов КП и
видимости призм акцент делается на скорость бега или на точность
ориентирования. В последнем случае можно предложить спортсменам отмечать
положение КП с помощью проколов и оценивать результат по правилам маркированной
трассы.
При отработке приемов скоростного
ориентирования линию можно заменить «коридором», удалив с карты всю информацию
на расстоянии +/- 50 –
2.8.1.в
Регулирование скорости и смена ритма.
Для
отработки смены ритма планируется тренировочная дистанция с чередованием
длинных скоростных этапов и коротких этапов, требующих точного ориентирования.
Дистанция строится по типу «гроздь КП», описанному выше. При этом первый КП
«грозди» располагается на крупном, хорошо заметном ориентире, а последующие –
на точечных ориентирах с резкой сменой направления движения. Желательно, чтобы
спортсмены самостоятельно производили отсечки времени при взятии КП, чтобы при
анализе выполнения можно было сравнивать скорость бега при скоростном и точном
ориентировании.
2.8.1.г
Интервальная тренировка с общего старта.
Небольшая
группа равных по силе спортсменов пробегает дистанцию с общего старта с
промежуточными финишами на нескольких КП. Задача – приучить себя к более
высокой скорости на дистанции и ориентированию в условиях очной борьбы. Для
повышения мотивации на промежуточных финишах можно разыгрывать премиальные
очки, по сумме которых определяется победитель.
2.8.1.е
«Охота на зайца».
Разновидность
предыдущего упражнения. Особенность состоит в том, что на каждом из этапов один
из спортсменов (каждый по очереди) выбегает с призмой в руках за минуту до
общего старта. Его задача – успеть поставить призму в точку КП до прихода
первого из стартовавших за ним в общей группе. Чтобы облегчить задачу
постановщика и предотвратить срыв тренировки, если «заяц» не справится с
задачей, тренер должен заранее обозначить точки КП небольшими бумажными
знаками. Бегущие в группе решают те же задачи, что и в предыдущем упражнении, а
«заяц» учится надежно ориентироваться в условиях стресса (моделирование
лидерства с небольшим отрывом в эстафете).
2.8.2. Тактические тренировки.
Здесь,
наряду с пробеганием заранее разобранной дистанции (см. раздел «тактическая
дисциплина»), можно применять такие тренировки, как прохождение одних и тех же
этапов различными вариантами с отсечкой времени. Для сравнения скорости
выполнения технических приемов можно спланировать трассу, состоящую из этапов,
каждый из которых может быть пройден как за счет обходных вариантов по
«линейкам», так и напрямик с помощью бега в направлении или чтения карты.
Обходные варианты по времени бега должны быть сопоставимы с прямыми. Для того
чтобы убедиться в этом, следует применить расчеты, описанные в разделе «выбор
варианта». Если при равных по эквивалентной длине вариантах вам не удается
пробежать этап по прямой быстрее, чем по дорогам, значит, вам следует обратить
внимание на отработку приемов скоростного ориентирования: бега в направлении
или «глобального» чтения карты.
2.8.3. Тренировки «по памяти».
Развитие
зрительной памяти имеет большое значение для совершенствования технического
мастерства ориентировщика. При чтении карты на бегу спортсмен лимитирован по
времени, эффективный взгляд на карту длится не более 2-3 секунд, и за это время
надо успеть воспринять всю необходимую в данный момент времени информацию.
Понятно, что всю информацию сразу запомнить невозможно, поэтому спортсмен
обращается к карте на бегу постоянно. По статистике ориентировщики высокого
класса обращаются к карте на бегу в среднем 4-5 раз в минуту. Чем больше
информации мы способны воспринять за один раз, тем меньше времени будет
затрачено на обращение к карте. Собственно говоря, уменьшение количества обращений
к карте – это не самоцель, напротив, гораздо эффективнее чаще обращаться к
карте, но тратить при этом меньше времени на каждый ее просмотр. Развитие
зрительной памяти должно быть по идее направлено в первую очередь на уменьшение
продолжительности таких просмотров. Как ни парадоксально, но тренировки «по
памяти» направлены вовсе не на это, напротив, в ходе таких тренировок спортсмен
изучает карту, стоя на месте, и затрачивает при этом гораздо больше времени,
чем он это делает при беглом взгляде в карту на бегу. Польза же от таких тренировок состоит совсем в
другом: ориентировщик учится отсеивать все второстепенное и запоминать только
то, что ему абсолютно необходимо для взятия КП. Рассмотрим наиболее типичные тренировочные
упражнения «по памяти».
2.8.3.а
Упражнение по памяти «от столба» (выбор).
На
местности устанавливают несколько КП, расположенных в радиусе 100 –
Как вариант такой тренировки можно поместить
карту еще на одном-двух наиболее удаленных КП (их надо обозначить на карте
специальным знаком, например, двойным кружком), чтобы спортсмен имел
возможность посмотреть в карту, не возвращаясь в центр. Оптимально запоминать
не более 3-4 КП, расположенных на 600 -
Можно также лимитировать время просмотра карты
на старте, например 30-ю секундами.
Однако
при тренировке с зачетом по времени спортсмен и сам постарается как можно
быстрее запомнить все, что ему нужно.
2.8.3.в Прохождение дистанции заданного направления
«по памяти».
На
старте и на каждом КП помещается карта, на которой обозначены только исходный
КП (или старт) и следующий КП. Задача спортсмена – пройти дистанцию полностью,
от КП до КП, имея возможность смотреть в карту только на контрольных пунктах.
Этот вид тренировки «по памяти» является одним из лучших методов тренировки
тактической дисциплины, поскольку необходимо выбрать вариант, составить план
действий и запомнить наиболее существенные опорные ориентиры, отбросив всю
второстепенную информацию. Выбранный план действий предстоит осуществить до
конца, возможности поменять что-либо, подкорректировать ошибку, практически не
предоставляется. При такой тренировке нельзя просто уйти куда-то в сторону
следующего КП, необходимо прежде составить тактический план работы, а также
«унести с собой» зрительный образ карты, а точнее, наиболее важных ее
фрагментов. Здесь придется пользоваться и созданием обобщенных образов (на
этапе скоростного ориентирования), и воссоздавать в памяти подходы к КП в
мельчайших деталях, а также запоминать пространственное расположение ориентиров
и, что само собой разумеется, правильно «вести» себя в пространстве, чаще
всего, с помощью компаса. Ограниченный объем нашей памяти заставит нас выбрать
и запомнить только то, что необходимо для ориентирования. Отсутствие
возможности (или, если можно так сказать, необходимости) обращаться к карте,
снимает ограничения на скорость бега, поэтому тренировка может выполняться на
соревновательной и даже сверхсоревновательной скорости.
В качестве разновидности такой тренировки
можно разрешить спортсмену смотреть в карту ограниченное время (10-15 сек.),
после чего позволить ему составить за ограниченное время набросок карты на
бумаге. Это уже не будет тренировкой «по памяти» в чистом виде, но для развития
тактической дисциплины такая тренировка вполне пригодна и полезна.
2.8.4 Тренировка с «ложными» КП.
Это
тренировочное упражнение очень полезно для развития навыка взятия «своего» КП в
условиях, когда на местности в пределах видимости находится много других
контрольных пунктов. Для моделирования таких ситуаций, которые встречаются на
соревнованиях с большим количеством различных групп и дистанций, а также в
эстафетах, нужно установить в районах КП несколько «ложных» знаков. Коды КП не
применяются, спортсмен должен отличать «свой» КП от «чужого» исключительно за
счет работы с картой.
Одним
из вариантов этого упражнения является пробегание дистанции группой спортсменов
с общего старта, причем у каждого из спортсменов на карту нанесены свои КП. Все
КП в «связках» располагаются близко друг к другу, но, по возможности, на
разнотипных ориентирах. Коды КП в данном случае применяются, хотя для
усложнения задачи их можно не указывать. Это упражнение моделирует работу на
первом этапе эстафеты с рассеиванием по методу Фарста.
2.8.5 Упражнения для самостоятельной
тренировки.
Если
у спортсмена нет тренера или нет организованных технических тренировок в клубе
или секции, к которым он принадлежит, то существует ряд упражнений, которые
можно спланировать и выполнить самостоятельно, без постановки знаков КП или с
постановкой этих знаков для самого себя.
2.8.5.а Упражнения в выдерживании направления.
1.
Найдите на карте точки для «бега в мешок». Наиболее подходящим местом для
выполнения такого упражнения будет, например, квартал просек со сторонами от
400 до
2.
Найдите на карте прямые линейные ориентиры, которые на местности заканчиваются
тупиком или упираются в другие ориентиры, например: прямые отрезки канав,
Т-образные перекрестки просек, прямые участки дорог, резко меняющие направление
на концах и. т. п. Продолжите эти линии по карте с помощью линейки и посмотрите,
куда они направлены, на какие ориентиры выводят. Найдите характерные, поперечно
расположенные и достаточно протяженные ориентиры, на которые вы выбежите,
сохраняя заданное таким образом направление, и отметьте их на карте. Выйдите на
местность и выполните упражнение без помощи компаса. Оцените отклонение и внесите коррективы при
следующем выполнении.
2.8.5.б Упражнения с постановкой КП.
На
местности без непреодолимых естественных преград (озер, больших скальных
массивов, полей и посевов) расставьте 5 - 7 КП, расположенных примерно на
равном расстоянии по окружности диаметром около
Для
5-ти КП: 1 – 3 – 5 – 2 – 4 – 1.
Для
6-ти КП: 1 – 3 – 5 – 1 – 4 – 6 – 2
Для
7-ми КП: 1 – 4 – 7 – 3 – 6 – 2 – 5 – 1
Ставить
по кругу больше, чем 7 КП нерационально, поскольку хорды, соединяющие КП,
окажутся близкими к линии окружности, и вы будете бежать по участкам, уже
изученным в процессе постановки КП.
Это
же упражнение можно применять, начиная каждый этап из точки, расположенной
приблизительно в центре окружности. При выполнении тренировки в повторном или
интервальном режимах отрезок до КП проходится на соревновательной скорости, а
возвращение в центр используется в качестве интервала отдыха для восстановления
сил.
При
выполнении упражнения с партнером каждый из участников расставляет КП вдоль
одной из двух параллельных линий (А и В), расстояние между которыми зависит от
направленности тренировки (от 300 до
Здесь
приведена лишь форма выполнения упражнения. Направленность его будет зависеть
от того, на какой местности вы проведете тренировку и на каких объектах вы
расположите КП. Лучше всего отрабатывать таким образом скоростное
ориентирование в повторном или интервальном режимах, поскольку точки КП вам
будут знакомы, и, следовательно, участок точного ориентирования и взятия КП не
будет технически полноценным.
2.8.6. Тест на технику ориентирования.
На
местности с однородной проходимостью спланируйте три дистанции равной длины
(примерно 3-
Техническая
сложность трасс должна быть не слишком высокой, чтобы спортсмен мог пробежать
ее без существенных ошибок. В этом случае наибольшее время будет затрачено на
прохождение трассы с большим количеством КП, а наименьшее, естественно, на прохождение
размеченной трассы.
Затем
произведите следующие вычисления. Найдите разность между временами прохождения
первой и второй трассы и разделите ее на разность в количестве КП. Если длины
трасс не совсем равны, введите поправочный коэффициент. Таким образом, вы
узнаете, сколько времени в среднем вы затратили на взятие одного КП. Умножьте
среднее время, затраченное на взятие КП, на количество КП, и вычтите полученный
результат из общего времени прохождения трассы (нетрудно заметить, что к какой
бы из двух трасс вы не применили это действие, результат получится одинаковый).
Разделите полученный результат на длину трассы, и вы получите скорость бега с
ориентированием за вычетом затрат на взятие КП.
Разделите
время прохождения размеченной трассы на ее длину, и вы получите скорость бега
по лесу без ориентирования. Теперь осталось только найти разность между
скоростью бега с ориентированием и без него.
Приведем
пример:
Дистанция
Дистанция
Дистанция
1.Сначала введем поправку на разницу
длин первых двух дистанций, для чего умножим время прохождения первой дистанции
на 1,03:
20,7
мин. х 1,03 = 21,32 мин. или 21 мин. 19 с.
2. Теперь вычтем из 23 мин. 09 с. 21 мин. 19 с и получим
1 мин. 50 с. или 110 с.
На
взятие 10 «лишних» КП было затрачено 110 секунд, или, в среднем 11 с на КП.
3а. Умножим 11 с. на 15 КП и получим 165 с. или 2 мин. 45
с.
На
взятие 15 КП было затрачено, согласно результатам теста, примерно 2 мин. 45 с.
Вычтем этот результат из 23 мин. 09 с. и получим 20 мин. 24 с.
Разделим
20 мин. 24 с. на
3б. Произведем те же вычисления для первой дистанции
длиной
На
взятие 5 КП было затрачено, согласно результатам теста, примерно 55 с.
Вычтем
этот результат из 20 мин. 42 с. и получим 19 мин 47 с.
Разделим
19 мин. 47 с. на
Скорость
бега с ориентированием без учета взятия КП составила 6 мин 12 сек/км.
4.
Теперь вычислим скорость бега по
лесу без ориентирования. Разделим 15 мин. 54 с. на
Скорость
бега без затрат времени на ориентирование составила 5 мин. 18 с/км.
5. Вычислим средние затраты времени на ориентирование
без учета взятия КП.
Вычтем
из 6,2 мин/км 5,3 мин/км и получим 0,9 мин/км или 54 с/км.
Подведем
итоги теста:
Затраты
времени на ориентирование без учета взятия КП составляют в среднем 54 с/км
Затраты
времени на взятие КП составляют в среднем 11 с/КП.
Для
сравнения скажем, что затраты времени на уровне 10 – 12 с/КП и 30 – 40 с/км
свидетельствуют о высоком уровне технической подготовленности.
Теперь
подсчитаем ИТК – индивидуальный технический коэффициент, то есть отношение
времени бега с ориентированием к времени чистого бега. Естественно, он будет
разным в первом и во втором случае, т.к. на дистанциях с небольшим количеством
КП времени на технические действия уходит меньше, чем на дистанциях с высокой
плотностью КП на километр. Вычислим ИТК
для дистанций с 2-мя КП на километр в среднем (что типично для классических
дистанций). Для этого прибавим 22 с. к 6
мин.12 с. и получим 6 мин. 34 с. Соотнесем эту величину с 5 мин. 18 с. и
получим ИТК примерно на уровне 1.20. Этот неплохой результат, но на элитном
уровне значения ИТК находятся в пределах 1.10-1,12. ИТК на уровне 1,20 - 1,25
соответствует уровню кандидата в мастера спорта.
В
заключение приведем таблицу модельных значений параметров, характеризующих
уровень технической подготовленности.
Уровень |
Квалификация |
Взятие
КП |
Ориентирование |
ИТК-средн.д.
|
ИТК-классика |
Е |
МСМК,
МС |
10-12
с. |
15-20
с/км |
1,10-1,15 |
1,08-1,12 |
А |
кмс |
12-15
с. |
30-45
с/км |
1,20-1,30 |
1,20-1,25 |
В |
1
– 2 разряд |
30-45
с. |
1-2
мин/км |
1,5
– 1,8 |
1,4
– 1,6 |
С |
3
р., новички |
1
мин. |
3-5
мин/км |
2
– 3 |
2
– 3 |
Желаем
Вам удачных стартов!