Роль игры в обучении ориентированию.
Большое значение для физического воспитания детей
имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и
развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого
вида физических упражнений также является весьма положительным фактором:
являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста,
игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъём развивать
чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы
мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища). В
результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством
разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется
двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к
сохранению равновесия и т.д.
Игра для детей является всегда источником радости,
она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются
возможности для анализа поведения детей.
Гармоническое развитие двигательного аппарата
достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные
стороны двигательной функции детей.
В детском возрасте важно широко использовать
упражнения, которые направлены на развитие скорости и ловкости. При этом в
процессе физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу
связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение
тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение
двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть
минимальными, что исключает большое натуживанне, а также значительные
длительные напряжения.
Занятия с детьми требуют осторожного подхода к
дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития
двигательной деятельности подростков к некоторым отставанием в развитии
отдельных вегетативных функций.
Дети в этот период проявляют большое стремление к
достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой
ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить
норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция
на замечания болезненна. До 12 - 14 лет целесообразно преимущественное
применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая
дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В
более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и
выносливости в дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с
улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических
нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие
значительную силу и вызывающие статические усилия, возможно, применять в ходе
тренировки в возрасте 15 - 17 лет, когда вегетативные функции достигают
высокого уровня развития.
Для подростков вредны упражнения с большими
отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны Упражнения с
грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса
упражняющихся.
Силовые упражнения с преодолением сопротивления
собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно
легко справляются с грузом равным 1\3 собственного веса, дети 12-13 лет - с
грузом, равным 2/3, а в 14 - 15 лет - 3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши
способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Всё это важно учитывать
в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений с
грузом, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся,
Подобно силе развивается неравномерно быстрота
движений. Начиная с 15 - 16 лет, уже можно больше обращать внимания на
развитие, как скорости, так и скоростной выносливости - Юные спортсмены успешно
овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для
успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов
движений, правильной их координации.
В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд
специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений.
Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на
расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть
упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном
расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть
развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены
высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем не
тренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Важное значение
имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений,
которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало
придают значения умению расслабляться.
Большое значение для физического воспитания имеет
развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность
человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая
выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя
равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского
и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит
важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны
нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся
посильными. В период роста и формирования организма координация различных
двигательных и вегетативных функций организма ещё далеко несовершенна.
Важным фактором при работе с детьми и юношами
является учёт пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10 - 11
лет занятия спортом для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких
вилах, как лёгкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно
учитываются особенности развития женского организма, в связи с этим строятся
занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного
проявления силы и напряжения. В возрасте 14 - 15 лет у большинства девочек по
сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса.
В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции, поэтому
целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно
длительной работой, вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие
быстроту движений и способствующие улучшению их координации.
Важное значение в педагогическом процессе имеет
воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении
спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в
процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных
условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины
случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед
собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения
мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе
противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом всегда должно
воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным
путём.
Андрей
Морозов.