Роль игры в обучении ориентированию.

 

Большое значение для физического воспитания детей имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого вида физических упражнений также является весьма положительным фактором: являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъём развивать чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища). В результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к сохранению равновесия и т.д.

Игра для детей является всегда источником радости, она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются возможности для анализа поведения детей.

Гармоническое развитие двигательного аппарата достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные стороны двигательной функции детей.

В детском возрасте важно широко использовать упражнения, которые направлены на развитие скорости и ловкости. При этом в процессе физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть минимальными, что исключает большое натуживанне, а также значительные длительные напряжения.

Занятия с детьми требуют осторожного подхода к дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития двигательной деятельности подростков к некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций.

Дети в этот период проявляют большое стремление к достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция на замечания болезненна. До 12 - 14 лет целесообразно преимущественное применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и выносливости в дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие статические усилия, возможно, применять в ходе тренировки в возрасте 15 - 17 лет, когда вегетативные функции достигают высокого уровня развития.

Для подростков вредны упражнения с большими отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны Упражнения с грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса упражняющихся.

Силовые упражнения с преодолением сопротивления собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно легко справляются с грузом равным 1\3 собственного веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным 2/3, а в 14 - 15 лет - 3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Всё это важно учитывать в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений с грузом, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся,

Подобно силе развивается неравномерно быстрота движений. Начиная с 15 - 16 лет, уже можно больше обращать внимания на развитие, как скорости, так и скоростной выносливости - Юные спортсмены успешно овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов движений, правильной их координации.

В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений. Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем не тренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Важное значение имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений, которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало придают значения умению расслабляться.

Большое значение для физического воспитания имеет развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма координация различных двигательных и вегетативных функций организма ещё далеко несовершенна.

Важным фактором при работе с детьми и юношами является учёт пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10 - 11 лет занятия спортом для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких вилах, как лёгкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно учитываются особенности развития женского организма, в связи с этим строятся занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного проявления силы и напряжения. В возрасте 14 - 15 лет у большинства девочек по сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса. В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции, поэтому целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно длительной работой, вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие быстроту движений и способствующие улучшению их координации.

Важное значение в педагогическом процессе имеет воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом всегда должно воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным путём.

 

Андрей Морозов.

 

 

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области Поставь на свой сайт! И участвуй в рейтенге! 
Hosted by uCoz