ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛАГЕРЯ
по
спортивному ориентированию
По
мере развития спортивного ориентирования в системе детско-юношеских организаций
дополнительного образования встал вопрос о расширении перечня мероприятий, входящих,
а учебно-тренировочный процесс. Спортивные коллективы, команды традиционно
организуют и проводят сборы, посещают различные соревнования, уделяя особое
внимание официальным мероприятиям календаря.
В
любой календарный план включаются сборы, соревнования и другие необходимые
этапы соревновательного и тренировочного процесса.
Сбор
— это, как правило, мероприятие для одной команды, которая размещается и делает
подготовку самостоятельно, по собственному плану.
В
свою очередь лагерь — это расширенный сбор для большого количества команд.
Период его проведения определен едиными сроками; режим дня и программа — общие.
В задачи лагеря входит не только учебно-тренировачная
работа, но и рекреация, т.е. отдых, восстановление интеллектуальных,
физических, моральных сил, оздоровление с использованием природных и
экологических факторов.
Федерация
спортивного ориентирования России совместно с Центром детско-юношеского туризма
и краеведения Министерства образования РФ на протяжении последних лет постоянно
организует и проводит всероссийские учебно-тренировочные лагеря по спортивному
ориентированию. В современных условиях это наиболее эффективный способ
организации учебно-тренировочного процесса, он не только оправдал себя в
последние годы с экономической стороны, но имеет и значительный педагогический
эффект, положительно сказывающийся на дальнейшем росте результатов юных
спортсменов. В этой статье мы остановимся на основных моментах, которые надо
обязательно учитывать при организации учебно-тренировочных лагерей.
Выбор района для проведения лагеря. Давно известно, что наибольший восстановительный
эффект достигается на границе трех сред; воды, земли и воздуха. Именно в таких
местах создаются курортные зоны, строятся оздоровительные лагери и базы отдыха.
Место, отвечающее таким требованиям, следует выбирать для лагеря независимо от
того, будет ли использована существующая курортная инфраструктура или лагерь
будет автономным, с размещением в палатках е полевых условиях. Далее мы будем
рассматривать только тюлевой вариант.
Лес. Для длительного проживании и занятий
ориентированием наиболее пригоден сосновый лес. Он сухой, земли без густой
травы и влажной растительности, лиственный подлесок и низкорослый кустарник
отсутствуют. Лес хорошо продувается, полому и мошкары здесь меньше. В таком
месте всегда светло, песчаный грунт, в сырую погоду нет грязи, а значит, все
дороги и площадки будут достаточно щедрыми. Здесь приятнее жить и меньше
вероятность травматизма.
Вода.
Существуют определенные требования санэпидем служб к
водоемам, поэтому требуется обязательное согласование их использования. Вода
для обеспечения полевого лагеря должна быть проточной: выше по течению забирают
воду для приготовления пищи, ниже — используют для умывания и мытья посуды. Для
умывания после тренировок следуем использовать мелководные водоемы с твердым
берегом и грунтом.
Подъезд. Дорожная сеть района должна обеспечивать проезд
автотранспорта в центр лагеря. Следует избегать переездов вброд, временных
мостов и движения по заболоченным дорогам, так как автотранспорт органов
внутренних дел и медицины должен иметь возможность беспрепятственно подъехать к
центру лагеря. Подъезды выбирают на местности путем обследования существующих
дорог.
Местность. Когда в программе лагеря предусматривается
значительный объем работы с картой на местности, к ней предъявляются следующие
требования: — местность должна быть достаточно насыщенной компонентами
ландшафта и объектами, интересными для ориентирования, в этом случае учебный
процесс пройдет эффективно и послужит росту спортивного мастерства;
— местность, окружающая лагерь со всех
сторон, должна иметь четкие ограничения. Когда
четких
границ нет, следует сделать соответствующую ограничительную разметку по
периметру
района,
а ее образец должен быть продемонстрирован на линейном участке в лагере или
рядом с ним;
— местность должна исключать опасные
места. Например: непреодолимые
болота и канавы, крутые скалы и обрывы, свалки
мусора, промышленные и охраняемые территории, автомобильные трассы и
железнодорожные магистрали.
Соблюдение
этих условий обеспечивает безопасность жизнедеятельности лагеря и проведения
учебно-тренировочного процесса.
Карты. Для работы с детьми в условиях лагеря требуются спортивные карты. Они
должны быть очень точными, современными и детально отражающими специфику
местности, только на таких картах детей можно чему-либо научить. Если карты
неточны, то и сам процесс обучения сомнителен, надо об этом помнить. Для
различных тренировок и занятий следует использовать карты разного масштаба,
разной площади с разгруженной информацией (например, только рельеф и
гидрография), с нанесенными дистанциями, упражнениями, КП. Когда карты
планируется использовать несколько раз, их герметизируют.
Дистанции. Тренировочные и учебные дистанции необходимо
готовить с учетом требований правил соревнований. Следует использовать
стандартное оборудование, средства отметки, а саму отметку отрабатывать в
карточках стандартной формы. Планирование дистанций ведется для каждой
возрастной группы в соответствии с задачами вида тренировки, а также с
физическими, техническими, психологическими, интеллектуальными способностями
юных спортсменов в каждой возрастной группе.
Центр. Для центра лагеря планируется место (поляна), пригодное для общих
сборов. Рядом размещаются щиты информации, палаточный лагерь организаторов,
места организационно-технического назначения. В центре предусматривается место
для передвижного магазина, место для медицинского персонала, дежурного
администратора лагери. Оформлять центр следует по индивидуальному
проекту, возможно строительство и обустройство временных сооружений,
освещения, связи.
Бытовые задачи. Важным вопросом является строительство туалетов. В
соответствии с утвержденными нормами они должны располагаться не ближе
Мусор. Когда не организован централизованный сбор и вывоз
мусора, предусматриваются мусорные ямы. После использования ямы засыпаются
землей не менее чем на
Административная часть. Лагерь проводится на территории субъекта Российской
Федерации, района, управы, местного Совета и т.н. Факт его проведения в
обязательном порядке согласовывается с администрациями разных уровней.
Кроме
того, должны быть согласованы:
— сроки проведения лагеря;
— место оборудования центра и размещения
палаток;
— пожарная безопасность;
— вопросы ведения органов внутренних
дел;
— экологическая безопасность;
— лесопользование;
— санитарно-эпидемиологичесная
часть;
— обеспечение охраны;
— обеспечение связи;
— медицинское обслуживание как внутри
лагеря, так и в поликлинике, клинике подведомственной администрации;
— организация подъезда и отъезда:
— оборудование передвижных магазинов
(продукты);
— организация торговли;
— организация действий при чрезвычайных
ситуациях (поиск заблудившихся в лесу и т.д.);
— проведение совместных внутрилагерных мероприятий, если администрация принимает
участие в их подготовке и проведении;
— особенности правил поведения и этики в
данной местности;
— совмещение общелагерных
и административных мероприятий.
Проведение
всероссийского или регионального лагеря также следует согласовывать с
территориальной Федерацией спортивного ориентирования, а именно в части;
— использования района для проведения
мероприятий по ориентированию;
— обеспечения лагеря картографическим
материалом.
Информационное обеспечение. В зависимости от задач и статуса предстоящий лагерь
можно и нужно афишировать. Когда лагерь является всероссийским или региональным
и организаторы заинтересованы в том, чтобы собрать в нем большое количество
команд-участников, целесообразно сделать следующее:
— выпустить положение о лагере;
— издать информационный бюллетень с
описанием условий заявки подъезда, приема, участив программы и т.д.;
— внести лагерь строкой в календари
мероприятий различного уровня;
— ознакомить со спортивно-технической
частью программы.
Исходя
из всего вышесказанного, можно сформулировать следующие основные принципы
организации лагеря.
1. Местность достаточно интересная для
ориентирования.
2. Палаточный лагерь, расположенный в
центральной части района.
3. Обеспечение подъезда к палаточному
лагерю.
4. Район размещения палаточного лагеря,
выбранный в красивом, суком, удобном месте-
5. Проточная вода и возможное
оборудование мест для умывания и забора воды.
6. Возможность строительства туалетов и
мусоросборников.
7. Согласование всех вопросов с
администрациями и территориальными службами
разных
уровней.
8. Согласование вопросов ориентирования с
территориальной федерацией.
9. Включение лагеря и общелагерных
мероприятий в календари всех уровней.
10. Информационная поддержка организации
лагеря.
11. Организация контрольных или официальных
соревнований, завершающих пребывание
детей
в лагере.
Ю. Янин, судья всесоюзной категории. Москва