Мыслительная модель
соревновательной деятельности
Работа по чтению и сличению карты с
местностью начинается сразу со старта. Техническая разминка проводится перед
стартом. В нее входит: чтение (на ходу), отработка элементов «памяти» (на ходу),
отработка глазомерного определения расстояния на карте и местности (на ходу),
мыслительное воображение местности и т.д. Но, как правило, технической
разминки не достаточно для полного «включения» в работу на дистанции. Так как
всегда
существует ряд причин: местность почти незнакома, карта новая, работа по чтению
должна
начинаться с первых шагов старта. Определения себя точкой уже на старте!
Первый
момент: стартовав на дистанцию, приходишь в психологическое равновесие тогда, когда процесс
сличения карты с местностью под контролем, ты знаешь, где находишься в данный
момент и видишь впереди всю перспективную ситуацию, где окажешься через несколько минут.
Второй
момент: взятке сразу нужного темпа бега, темпа, к которому ты готов н готовился, та соревновательная
скорость, на которой идет оптимальное чтение н
нормальное функционирование организма. Без всяких всплесков скорости - бег не
быстрый и не тем более не медленный. Быстрый темп это ненужное увеличение
скорости, чтение карты и осмысление данной местности естественно сразу падает.
Медленный темп - пойдет чтение и контроль ситуации, но скорость не будет оптимальной, а
значит, не будет высокого конечного результата в протоколе. Подбор оптимальной скорости
производится на второстепенных соревнованиях.
По ходу
бега по дистанции контроль темпа и чтения. Нельзя на дистанции прерывать мыслительный
процессы, на простых вариантах устраивать себе как бы умственный отдых. Например, возникают
такие мысли, - сейчас я отдохну от чтения, а дальше снова начну работать. Очень
ошибочное мнение. Еще один момент, - слишком увлекаться на простых перегонах чтением и
выбором следующих этапов дистанции, и как следствие - не контроль настоящей ситуации.
Момент с темпом. Простой вариант бега и чтения - умышленное увеличение скорости, и как
следствие не свой темп, к которому не готов и далее ошибки, помарки.
Рассмотрим ряд примеров мыслительных моделей, необходимых
для создания предпосылок безошибочной деятельности:
♦ сосредоточение:
мыслительные процессы во время соревнований должны быть непрерывными, пустых
моментов в мышлении не должно быть. Необходимо все время выполнять мыслительную работу
для улучшения качества прохождения дистанции и достижения наилучшего результата на
каждом конкретном участке трассы, невзирая на утомление и другие отвлекающие
факторы;
♦ «направленность
наружу»: мышление и наблюдения должны быть направлены «наружу»" на местность, карту и
т.д. Мысли «внутрь»: об усталости, времени прохождения дистанции, призах,
занятом месте и т.д. - должны быть отброшены;
♦ расширение сферы
ориентирования: мышление не должно ограничиваться своим положением на местности в
настоящее время, мыль должна опережать движение, поэтому мысленно ориентировщик
должен предвидеть свои действия, там, куда он попадет в ближайшее время (например, на
противоположном склоне горы, хотя его еще не видно). Соответственно, мысль также должна
иногда возвращаться назад для закрепления своего положения на местности, что
позволяет избежать повторения ошибок;
♦ мыслительная работа на
контрольном пункте: действия на КП не ограничиваются одной лишь отметкой
корточки участника, это неотъемлемая составная часть непрерывного процесса ориентирования.
Создать мыслительную модель процесса работы на КП относительно легко, так как
обстоятельства определены полностью и заранее известны;
♦ мыслительная модель
работы с картой: по ходу бега по дистанции перекладывание карты в нужное, удобное для
чтения положение и в то же время не влияющие на мыслительную работу. Работа по
перекладыванию карты по ходу дистанции должна проходить, как правило, на
линейных ориентирах (дорога, просека, хорошо читаемые рельефные ориентиры,
четкие кромки и т.д.) и главное, четкость в работе с картой - мыслительная
модель и практическая работа должна быть отработана на тренировочных дистанциях
и второстепенных соревнованиях.
Создавая
свои личные мыслительные модели для различных обстоятельств, спортсмен в конечном итоге
приходит к тому, что они объединяются в целостную модель соревновательной деятельности,
которая может быть эффективна, применена в любых обстоятельствах и позволяет действовать
сообразно с ними.
А. В. Морозов