«Когнитивные процессы в ориентировании: наброски теоретической концепции и предварительные результаты». Торгни Оттосон, Гетеборгский университет, Швеция.

Исходя из информации, считываемой с карты, ориентировщик создает мысленную модель местности, а исходя из наблюдаемого им окружения — мысленную модель карты. Затем он сличает эти модели и в случае их взаимного соответствия продолжает обрабатывать поступающую информацию по мере продвижения. Действия ориентировщика в случае несоответствия двух моделей, то есть при возникновении ситуации неопределенности или ошибки, в рамках данной статьи не рассматриваются.

В зависимости от того, какой из двух процессов (создание "модели карты» или «модели местности») преобладает, ориентировщик демонстрирует тот или иной стиль ориентирования. Возможны различные стили ориентирования на всем диапазоне между двумя крайними точками: сличением модели местности с местностью и сличением модели карты с картой.

В своем исследовании, которое проводилось с помощью наблюдателей, следовавших в 30-40 м за ориентировщиками и записывавших их действия на диктофон, автору удалось выделить приверженцев как первого, так и . второго стилей в более или менее чистом виде, а также таких ориентировщиков, которые гибко меняли стиль ориентирования, приспосабливаясь к условиям дистанции, что безусловно является более перспективным методом ориентирования.

Кроме того, в одном случае было зафиксировано несколько необычное «поведение», когда спортсмен довольно редко и выборочно обращался к карте, но при этом, в отличие от ярко выраженных представителей второго стиля (приверженцев стратегии «восстановления»), тратил очень мало времени на чтение карты и практически не снижал скорость бега. Его затраты времени на чтение карты составляли в среднем около 13 сек. на каждом из этапов между КП. Такой высокоэффективный и экономичный стиль ориентирования базируется, по-видимому, на высокоразвитом умении выделять на местности наиболее существенные и легко опознаваемые ориентиры и быстро находить их на карте. Мыслительная стратегия в данном случае основывается как бы на создании локальных «микромоделей» карты и местности и их взаимном сличении. Такие способности развиваются не только путем традиционных тренировок на чтение карты, но и с помощью развития навыков составления спортивных карт и отражения на них различных объектов местности, в особенности деталей рельефа. Автор статьи также рекомендует проводить тщательный и систематизированный анализ соревновательных и тренировочных дистанций, определяя не столько потери времени из-за ошибок, сколько причины самих ошибок, чтобы в рамках предложенной модели найти наилучшие способы их устранения.

 

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области Поставь на свой сайт! И участвуй в рейтенге! 
Hosted by uCoz