ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ АНАЭРОБНОГО
ПОРОГА
Доктор биологических наук, профессор В.Е.
Борилкевич
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Зорин
Кандидат физико-математических наук, профессор Б.А. Михайлов
Мастер спорта И.А. Ломова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург
Ключевые слова: спортивное
ориентирование, анаэробный порог, функциональная модель, уровень физической подготовленности.
Спортивное ориентирование относится к группе
видов спорта с преимущественным проявлением выносливости. Одним из основных
показателей, характеризующих уровень выносливости в спорте, выступает
анаэробный порог (АнП). АнП - не только достаточно информативный показатель для
оценки подготовленности в видах спорта на выносливость, но и обязательный
элемент, используемый в управлении физическими нагрузками для развития
выносливости. Необходимость определения этого показателя и его преимущества перед
другими (например, МПК) доказана в многочисленных исследованиях, в том числе и
наших [1, 3].
Данная работа посвящена использованию АнП для
создания функциональной модели спортсмена-ориентировщика.
С целью выявления взаимосвязи уровней АнП,
показателей беговой подготовленности и результатов на дистанциях спортивного
ориентирования в течение последних 10 лет ориентировщики различной квалификации
были обследованы в Центре исследования физического состояния человека при
кафедре физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного
университета по методике, изложенной в работе [2].
Полученные нами многочисленные экспериментальные
значения по уровням АнП у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации
(включая уровень национальной сборной России) могут быть также рекомендованы и
для моделирования уровня физической подготовленности, необходимого для
достижения запланированных результатов в ориентировании (см. таблицу).
Представленные модельные характеристики могут
помочь тренеру оказывать направленное воздействие на процесс тренировки каждого
спортсмена в зависимости от его индивидуальных возможностей.
Например, для выполнения норматива кмс спортсмен
должен к началу соревновательного периода достичь уровня АнП, соответству ющего скорости 4,4 м/с. Если спортсмен выполняет
разрядный норматив при уровне АнП ниже оптимального для данной группы, но при
отличной работе с картой, то очевидно, что дальнейший рост его результатов
будет сдерживаться в первую очередь отставанием в функциональной подготовке.
В том случае, когда ориентировщик, достигший
оптимального для данной разрядной группы уровня АнП, оказывается не в силах
показать соответствующий результат в спортивном ориентировании, можно
предположить, что его тактико-техническая подготовленность перестала
соответствовать той скорости, которую он способен функционально поддерживать.
Поэтому дальнейший тренировочный процесс необходимо скорректировать так, чтобы
спортсмен мог совершенствовать свои технические навыки на новой, более высокой,
скорости.
С помощью приведенных модельных характеристик
можно с успехом совершенствовать процесс формирования сборных команд по
спортивному ориентированию с точки зрения функциональной подготовки.
Модельные характеристики АнП для
спортсменов-ориентировщиков различной квалификации
Примечание. Под элитой понимаются
спортсмены-ориентировщики уровня международного класса и члены национальной
сборной страны.
Спортивная
квалификация |
Скорости бега,
соответствующие анП, м/с |
|||
Мужчины |
Женщины |
|||
минимальные |
оптимальные |
минимальные |
оптимальные |
|
Элита |
5,2 |
5,4 |
4,6 |
4,8 |
Литература
1. Борилкевич
В.Е., А.И. Зорин, А.А. Ширинян.
Использование индивидуальных значений анаэробного порога для совершенствования
тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков /Вопросы
физического воспитания студентов. - Л...: Изд. ЛГУ, 1989, вып. ХХ,
с. 55-59.
2. Борилкевич В.Е., А.И. Зорин,
Б.А. Михайлов, А.А. Ширинян. Основы беговой подготовки в спортивном
ориентировании. - СПб.: Изд. СПбГУ, 1994, с. 96.
3. Зорин А.И. Эффективность использования
и оптимальный объем нагрузок с интенсивностью анаэробного порога в подготовке
бегунов на длинные дистанции /Вопросы
физического воспитания студентов. - Л.: Изд. ЛГУ, 1989, вып. ХХ, с.
63-80.